|
Метод обеспечение :: Мероприятия :: Толерантность
Экстремизм – это не для нас
|
Круглый стол
Библиотекарь:
Кардинальное изменение политической системы России в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века повлекло за собой переосмысление ценностей, включая в том числе отношение к религии и этносу. Если в 60-70 –х годах ХХ столетия о религии писали, что она «поддерживает в сознании людей многие очень вредные традиции и взгляды, чуждые нашему обществу… в любых формах – тянет человека назад, воспитывает в нем несвободного человека, а «земного червя», который бродит по темным закоулкам древних суеверий, не живет полнокровной жизнью свободного труженика нашей страны», то уже в начале 90-х годов тон высказываний заметно изменился.
Сегодня государство активно содействует возрождению религиозной жизни в стране. Заметно усилилось влияние религиозных организаций на многие процессы, происходящие в обществе. Наблюдается динамика роста религиозных организаций. Одни имеют отечественное происхождение, другие появились из-за рубежа.
ПО данным официальной статистики, если в 1985 году на всей территории СССР было зарегистрировано всего 12438 религиозных организаций, 6806 из которых относились к Русской Православной Церкви, то на сегодняшний день только на территории РФ уже действует более 25000религиозных организаций.
В 1996 году в СССР было учтено всего 16 традиционных конфессий и одна нетрадиционная (Международное общество сознания Кришны, последователи которого появились в 70-х годах), а через 10 с небольшим лет в списке только на территории РФ оказалось уже более 60 различных религиозных направлений.
Если обратиться к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», то там говорится о том, что государство предоставляет религиозным организациям общее правовое поле, в рамках которого они имеют одинаковые права и возможности. Но вместе с тем, учитывая «равноудаленность» государства от религиозных организаций, государство само определяет степень сотрудничества с различными конфессиями. Взаимодействие государства с различными конфессиями обусловлено количеством последователей, социальной позицией, а также ролью и местом определенной конфессии в истории и культуре страны.
Сегодня православие – наиболее массовая религия в РФ. Ее последователями являются 75-80% общего числа верующих страны. Православие перестало быть религией преимущественно пожилых женщин. Среди ее последователей мужчины составляют примерно 45%, наиболее многочисленную группух долю – около 30% - образуют лица 36-45-летнего возраста, около 85% имеют среднее, средне-специальное или высшее образование, около 80% живут в городах.
Приходы Московского патриархата имеются на всей территории России, их количество за последнее десятилетие значительно увеличилось. В большинстве областей, краев и республик на их долю приходится от 50 до 96% всех религиозных организаций.
При этом необходимо учитывать, что вступивший в силу с 1 октября 1997г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» ограничивает право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания только в том случае, когда это требует защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Религиозная вера для определенной части общества является спасением от сложности и несправедливости окружающего нас мира. По образному выражению философа П.А.Флоренского, «она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от присутствующей в нем пустоты и ужаса».
Религиозность человека есть чрезвычайно сложное и неоднородное явление, которое представляет собой определенную взаимосвязь психологических, философских, мифологических, социальных , культурных и иных элементов, определяющих поведение человека, который стремится к счастью в сверхъестественном мире. Религиозное решение не только способно разрешить кризис, оно делает существование «открытым» к особым ценностям, непреходящим и всеобщим, позволяющим человеку подняться над личными жизненными проблемами и в конечном итоге войти в мир духовного.
Учитывая религиозное многообразие Кубани, активно взаимодействие и с другими религиозными организациями, традиционно существующими на данной территории.
Реализация государственной молодежной политики в сфере межконфессиональных отношений предполагает три методологических подхода к сфере религиозности: правового, культурологического и социологического. Применение этих трех взаимодополняющих подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Построение реализации государственной молодежной политики не может осуществляться без учета этих принципов, возрастающего интереса молодежи к религии, ее влияния на духовно-нравственное развитие личности.
Поднимая вопросы реализации государственной молодежной политики в сфере религии, нельзя не остановиться и на вопросах межэтнических отношений. На сегодняшний день на территории Краснодарского края проживают представители более 120 национальностей. Наиболее многочисленной национальной группой традиционно являются русские. Учитывая пестрый национальный состав Кубани, приближенность к имевшим место очагам межнациональных конфликтов, а также особенности геополитического положения, существует необходимость в более тщательном изучении ситуации среди молодежи, представляющей различные национальные группы. Нужно способствовать укреплению в молодежной среде толерантности, противодействовать угрозе распространения экстремистских идей и учений, связанных как с религиозным фактором, так и с этническим.
По мнению директора грантовых программ КРОО «Южный региональный ресурсный центр» М.В.Саввы, проявления экстремизма в сфере этнических отношений по-прежнему возможны. Для молодежи характерна высокая активность межличностных отношений , а следовательно большая вероятность стать участником конфликта. Затем, в силу внутренней динамики конфликта, в него включаются представители более старших возрастов, усиливается осознание этой конфликтной ситуации именно в качестве этнического конфликта. В связи с этим в апреле 2008года были проведены исследования «Межэтнические отношения в молодежной среде Краснодарского края». Основной целью исследования являлось выявление основных показателей социального самочувствия молодежи Краснодарского края в сфере межэтнических отношений.
Можно отметить рост толерантности в обществе, по крайней мере на уровне сознательных рациональных пожеланий.. Молодые люди в своей массе понимают, что единственным приемлемым способом взаимодействия в обществе может быть взаимная терпимость, умение защищать свои ценности цивилизованным путем.
Таким образом, в настоящее время обстановка в молодежной среде в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений выглядит относительно благополучной. Тем не менее работа по предупреждению конфликтов на межнациональной и религиозной почве продолжает оставаться одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики. Безопасность, уважение к национальным традициям и культуре разных этносов, веротерпимость, недопустимость распространения в молодежной среде экстремистских идей и учений – все это являетсяосновой стабильности нашего региона.
по материалам периодической печати и книги «Методики духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи», Краснодар, 2008,с. 120. |
|
|
|
|