|
Метод обеспечение :: Мероприятия :: Патриотика
Военная дорога Г.Василенко
|
Литературный портрет писателя-фронтовика
Ведущий:
Григорий Иванович Василенко родился 6 января 1924г. в селе Колотиловка Белгородской области в крестьянской семье.
Окончив среднюю школу в г. Туле, поступил в Оружейнотехническое артиллерийское училище, но его полный курс не завершил — началась Великая Отечественная война.
В октябре 1941года в составе курсантского батальона был направлен на защиту Москвы. Участвовал в параде на Красной— площади 7 ноября 1941года.
Все четыре года войны находился в действующей армии Сначала на Северо-западном, затем на Брянском и Белорусском фронтах. В составе 129 стрелковой дивизии, названной дивизией Первого Салюта, прошел путь от Москвы до Берлина и Бурга(на Эльбе), командовал взводом и ротой.
После войны служил в Советской Армии, окончил Тульский педагогический институт им. Л.Н. Толстого, Высшую школу разведки. Продолжительное время работал за границей, возглавлял контрразведывательные службы.
Как писатель Г. Василенко дебютировал повесть «Возвращайтесь живыми», опубликованной в журнале «Октябрь» в 1980году. В последующие годы в Москве и Краснодаре изданы его книги : «Бои местного значения», «Чистые руки», «Без срока давности», «Весенняя Кубань», «В неоплатном долгу».
Наиболее близкая тема писателю судьба фронтового поколения: окопников , рядовых защитников Родины, вынесших главную тяжесть военного лихолетия, одержавших победу над сильным и коварным врагом, а потом возродивших страну из руин. Другой сюжетой линией его произведений является трудная работа советской разведки и контрразведки — во многом неблагодарная, но нужная государству, полная морального и физического напряжения в повседневности.
В большинстве своем книги генерал-лейтенанта Григория Василенко, прослужившего пятьдесят лет в строю, такие как роман «Жертва», повести «Крик безмолвия», «Стюардесса», «Последнее свидание», «Клад»; рассказы и очерки, написаны на документальной основе.
В романе «Вешняя Кубань» речь идет о кубанских чекистах и их борьбе с контрреволюционным подпольем, возникшим сразу же после установления Советской власти на Кубани. Деятельность белогвардейского центра с его широкой сетью ответвлений в Майкопе, Новороссийске и -по другим городам и станицам представляла для молодой Республике серьезную опасность. Тем более, что подпольный центр, как и движение бело-зеленых крупных и мелких банд, пользовался поддержкой и направлялся руководящими эмигрантскими центрами из-за рубежа. В 1994году вышла книга «Крик безмолвия» (записки генерала), документальное повествование, прослеживающее долголетнюю службу автора в Советской Армии, в разведке и контрразведке, его встречи с «сильными мира сего» и фронтовиками-победителями, людьми с чистой совестью. В предлагаемом читателю романе «Псевдонимы» писатель по многочисленным просьбам читателей продолжил начатую в «Крике безмолвия» тему, придерживаясь документальной основы, не отклоняясь от своего кредо-писать только правду, пережитую, видную и осмысленную.
Свидетельство тому — его высокая гражданская позиция в публицистических записках «В строю поколении».
«У Вас хорошая честная проза, и дай Бог Вам здоровья, чтобы эта проза шла Дальше и Дальше», - пишут автору читатели и коллеги по перу.
«Без срока Давности» -эта повесть началась задолго до случайной встречи майора Иваненко с геологом Васильевым. Многие события так и остались бы безвестными. Если бы майор, расследуя обстоятельств гибели советского разведчика, не проследил шаг за шагом, казалось бы не такие уж примечательные события давно прошедших лет. Автор рассказывает о судьбах многих людей, с которыми пришлось столкнуться в жизни глав ному герою повести Вадиму Васильеву.
«Бои местного значения» -автор книги участник Великой отечественной войны. Его боевой путь начался на оборонительных рубежах Москвы. Отсюда он прошел с боями до Эльбы. В своих записках Г.И.Василенко рисует фронтовые будни, портреты солдат и офицеров.
Книга «Подвиг Зорге» -широк временной диапазон осмысления автором пережитого: от конца атамана Дутова и подвига легендарного разведчика Р Зорге до жесточайших сражений в Великую отечественную войну и мельничной перестройки Горбачева. Не случайно книга открывается рассказом о защитнике истории- своеобразным прологом ко всем произведениям.
История, что природа, - заключает автор. Ее нужно знать, изучать, извлекать уроки, но не вмешиваться задним числом, ибо в прошлом изменить ничего нельзя. Попытки же многих любителей — кустарей что-то исправить в ушедших эпохах на свой лад. В угоду конъюктуре и власти держащих — кощунственны.
Памяти сверстников, не вернувшихся с войны был написан рассказ «Мальчишки сорок первого». А сейчас вы, ребята, послушаете этот рассказ. (Чтение вслух).
(Ребята прослушали рассказ. )
А теперь мы предлагаем для вас вопросы для обсуждения:
Вопрос 1:
Опаленная юность... Главному герою рассказа «...до восемнадцати недоставало ровно месяц...» Что пришлось пережить в первые дни на фронте Вадиму Иванцову и его Друзьям-курсантам ?
Вопрос 2:
Расскажите, как мужали, как закалялись, становились опытными воинами « Мальчишки сорок первого». С чего начинается боевой путь Вадима Иванцова и его товарищей по оружию? В чем видите сходство с военной биографией автора рассказа ?
Вопрос З:
Л. Татьяничева стихи о памятнике советскому солдату заканчивает словами: Не клялся он в любви к Отчизне — Он просто умер за нее...
В чем видит Г.Василенко ежедневный героизм человека на войне за независимость своей Родины?
Вопрос 4:
Назовите особенности композиции рассказа. Как художественное обрамление (в том числе публицистическое обращение в конце рассказа), помогает писателю выразить свое отношение к «новейшим взглядам» на историю? Ребята отвечают на вопросы, обсуждают. |
|
|
|
|