|
Метод обеспечение :: Мероприятия :: Искусство
Искусство нашей жизни
|
Литературно-музыкальная композиция
Ведущий 1:
А что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство, знание дела – например, искусство шить. Но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении «художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.
Чтец:
Любой счастливой мысли появленье
И дерзость строк, пришедших неспроста, -
Все возникало с чувства удивленья,
Все начиналось с чистого листа.
Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места, -
Все предварялось жаром беспокойства,
Все начиналось с чистого листа.
Тропа зимы и разнотравье лета,
Земная и иная красота,
«Война и мир», «Ромео и Джульетта», -
Все начиналось с чистого листа.
У пульта, за роялем, на арене,
Над глиной, на подмостках, у холста –
Да что искусство - мира сотворенье –
Все начиналось с чистого листа.
(М.Матусовский)
Ведущий 2:
Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу (искусство слова) и музыку (искусство звука), архитектуру (искусство строить и украшать здания), искусство изобразительное и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство…
А когда появилось искусство? Очень давно – много тысяч лет назад. Люди еще не знали земледелия, не умели делать глиняную посуду и выплавлять металлы, но уже умели рисовать – учеными найдены рисунки, авторы которых жили 30 тысяч лет назад!
(показ слайдов)
Ведущий 1:
Всем известно слово «художник» - произнося его, Вы скорее представите человека, кистью и красками создающего картину. В действительности же значение слова «художник» гораздо шире – так называют всех, кто творит искусство: поэтов и писателей, музыкантов, актеров кино и театра, режиссеров; есть художники-фотографы и художники-камнерезы.
Прекрасные произведения искусства были созданы художниками древнего мира – достаточно вспомнить семь чудес света или поэмы Гомера.
Средневековье – время творчества Микеланджело, Рафаэля и Андрея Рублева.
А Х1Х век - время рождения киноискусства, которое всем знакомо и многими любимо.
Итак, войдем с вами в мир искусства…
Чтец:
Послушайте, да люди добрые,
Я ли вам старину скажу,
Старину скажу да стародавнюю…
Ведущий 2:
Литература – искусство слова начиналось тогда, когда еще не было письменности. Первые литературные произведения – легенды, сказки, былины, мифы, песни – люди передавали из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором – английским словом, которое переводится как «народная мудрость».
На русском Севере, на берегах Белого моря, и сегодня еще есть люди, знающие старинные былины(их еще называют старинами), которые вот уже восемь веков передаются из уст в уста народными сказителями.
(показ сладов)
Любимые герои былин – богатыри. Сразу вспоминается Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович с картины Васнецова.
А были ли на самом деле богатыри? Спорят об этом ученые, а народная мудрость говорит: «Не было бы снегу – не было бы следу».
Жаль только, что уходят старые сказители, а с ними – и былины-старинушки. Неужели уйдут совсем?..
Ведущий 1:
Хороший сказитель, чтобы привлечь внимание слушателей, начинал с запева. Давайте и с вами попробуем.
(исполняются отрывки из былин «Святогор», «Добрыня Никитич» и др.)
Ведущий 2:
Любите ли вы сказки? Пожалуй, среди вас нет ни одного, кто бы сказал «нет». Появились сказки давно. «Сказка» - от слова «сказывать», «рассказывать». Так оно и было раньше – сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как сейчас.
Откуда же берутся сказки? С глубокой древности их сочиняли, передавали из уст в уста, каждый рассказчик добавлял что-то свое. Так и жили сказки среди людей, а со временем их стали записывать, переводить с одного языка на другой. И затерялись среди веков авторы сказок и стали они народными называться, а у которых известен автор – литературными.
Ведущий 1:
А теперь давайте вместе вспомним сказки, узнаем, как вы их помните.
(проводится викторина по сказкам)
Ведущий 1:
Среди множества видов искусства есть три особых – пожалуй, их можно назвать главными: литература, музыка и изобразительное искусство. Слово, звук, изображение – без них невозможны все другие виды искусства: ни спектакль, ни фильм, ни концерт.
Музыку слушают, героев литературных произведений представляем мысленно, в воображении. А вот произведения изобразительного искусства мы видим глазами. Оно самое древнее из трех «главных» - люди еще не умели говорить, а изображения уже создавали. Вспомните наскальные рисунки, найденные археологами в пещерах, где жили первобытные люди.
(просмотр слайдов)
Изобразительное искусство самое огромное – за многие тысячелетия человечество накопило множество творений художников всех времен.
Чтец:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
( Н.Заболоцкий. Портрет)
Ведущий 2:
Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все, и таким, каким его видит один-единственный человек – сам художник. Изобразить можно все: и видимый мир предметов, людей, животных, и невидимый мир чувств – радость и горе, правду и ложь, добро и зло.
Художников много, работают они по-разному, по-разному их и называют. Кистями и красками работают живописцы; карандашом, углем, тушью, пастелью – графики; изображения в глине, пластилине, камне и других – порой самых неожиданных – материалах создают скульпторы.
Произведение, созданное художником, мы называем подлинником, оригиналом (единственным, не похожим на другие). Подлинники находятся в музеях или мастерских художников. А чтобы люди в любом уголке мира могли познакомиться с наиболее знаменитыми произведениями искусства, делаются репродукции: подлинники фотографируют, затем в типографиях печатают книги и альбомы.
(демонстрация альбомов)
Благодаря репродукциям мы можем познакомиться с изобразительным искусством не только нашей Родины, но и других стран и народов.
Чтец: (читает стихотворение под звуки классической музыки):
Над Невским ветер затуманил,
Но в очертаниях дворцов
Пленэр художника оставил
Намек о веке золотом.
Она заведомо красавица,
И ей сравненья не нужны.
Душа ликует и смущается
Под взглядом северной княжны.
Наряд ее отделкой славится –
Меха и бархат и плюмаж,
Но никуда уж не отправится
Ее открытый экипаж.
Строга, надменна и взыскательна,
Очаровательно горда,
Но как она глядит внимательно
На всех потомков, господа!
(В.Чуприна)
Ведущий 1:
Среди многочисленных портретов сановников, художников, писателей, крестьян особняком стоит загадочная «Неизвестная»Ивана Николаевича Крамского.
По зимнему Невскому проспекту в открытом экипаже едет молодая женщина. Сбоку остается Аничков мост, покрытый снегом. Очевидно, почувствовав чей-то пристальный взор, женщина чуть повернула голову в сторону тротуара, и это дает возможность хорошо рассмотреть ее лицо – насколько красивое, настолько же и холодное. Мы с удовольствием смотрим на гордую красавицу.
Дама на картине одета «со всей роскошью моды». Пушистое светлое страусовое перо и светлый шелк, которым подбита бархатная шапочка, оттеняют свежее смуглое лицо. Синий бархатный костюм, украшенный мехом. лентами, хорошо гармонирует с золотистого цвета кожаной обивкой экипажа. Ни в одном портрете Крамской не уделил столько внимания аксессуарам! Темная перчатка, плотно охватывающая руку, тонкая и мягкая, написана с какой-то особенной теплотой; мягкие, плавные линии фигуры полны грации и изящества. В ее снисходительном или надменном взоре улавливается и едва приметная, затаенная грусть. При взгляде на это лицо вспоминаются строки из стихотворения Владимира Набокова «Встреча»:
Тоска и тайна, и услада…
Как бы из зыбкой черноты
медлительного маскарада
на смутный мост явилась ты.
…Я ничего не знаю. Странно
трепещет стих, и в нем – стрела…
Быть может, необманной, жданной
ты, безымянная, была?
Тоска, и тайна, и услада,
и словно дальняя мольба…
Еще душе скитаться надо.
Но если ты – моя судьба…
Ведущий 2:
Кто она, «Неизвестная» Крамского? Светская дама? Актриса? С кого писал художник эту женщину? Может красавица – плод воображения живописца? Некоторые критики искали литературный аналог этого образа: называли Анну Каренину…Неясность происхождения «Неизвестной» повела к взаимоисключающим толкованиям картины. «Неизвестная» как бы воплощает возможность присутствия идеала в жизни и одновременно его непостижимость.
Ведущий 1:
Может ли воспринимать изобразительное искусство – «видимое» искусство – человек, лишенный зрения? Первое, что приходит в голову, - нет, не может. А на самом деле?
Ведь кроме зрения – способности видеть – мы обладаем еще осязанием: прикасаясь к чему-либо, ощущаем давление, тепло или холод, гладкость или шероховатость поверхности. Конечно, живопись или графику осязанием не «увидишь», а если прикоснуться к скульптуре? Ощупывая скульптуру, незрячий человек может воссоздать в своем воображении ее облик. Более того, известны случаи, когда незрячие люди сами создавали скульптуры.
Скульптура очень разнообразна. Есть скульптура «круглая» - такая, которую можно (и нужно) обойти вокруг. А бывает «плоскокостная» - как бы скульптурная картина. Такую скульптуру называют рельефом (в переводе с французского «рельеф» значит «выпуклость»). Если рельеф очень выпуклый, высоко выступает из плоскости – его называют горельефом (от французского – «го» - высокий), а если рельеф низкий, не очень выпуклый – это барельеф («ба» - низкий).
(демонстрация слайдов)
В живописи изображения пишут, в графике – рисуют, а в скульптуре – вырезают, высекают, лепят. Можно сказать – обрабатывают материалы, «добывая» из них изображения.
В далекие времена на острове Кипр жил скульптор Пигмалион, который создал статую женщины и назвал ее Галатеей. И когда Пигмалион подошел к статуе и обнял ее как настоящую , то творение мастера ожило и превратилось в прекрасную женщину. Так Галатея стала женой Пигмалиона. И эта поэтическая легенда во все времена служила темой для многочисленных художественных произведений.
(демонстрация слайдов)
Ведущий 2:
Архитектура – ее еще называют зодчеством – искусство строить и украшать здания. Это особый вид искусства. Строить – это искусство. За многие годы своего существования люди создали сотни тысяч различных построек. Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, связанные с религией, - храмы и гробницы, замки и дворцы…
(демонстрация слайдов)
Все они очень разные, все несут на себе «печать» своего времени, отражают взгляды, вкусы, привычки, обычаи создавших их людей.
Ведущий 1:
В пещере горел костер, у костра сидела женщина и лепила из глины горшок. Прежде чем поставить горшок в огонь, женщина взяла палочку, несколько раз вдавила ее в стенку горшка – получился простой узор из полосок и точек. Дальше все пошло своим чередом: горшок попал в огонь, глина затвердела, приобрела красноватый цвет. При этом горшок не перестал быть горшком, только отличался от своих собратьев красотой.
Так – или примерно так – из стремления человека украсить свой быт родилось декоративно-прикладное искусство. Латинское слово «декоро» значит «украшаю», прикладное – имеющее практическое значение, применяемое в жизни. Художественная обработка домашней утвари, мебели, тканей, одежды, орудий труда – вот что такое декоративно-прикладное искусство.
(демонстрация слайдов)
Оренбургские пуховые платки и расписная деревянная посуда из Хохломы, вологодское кружево из льняных нитей и деревянное «кружево» под крышей русской избы – все это и многое другое мы называем произведениями декоративно-прикладного искусства.
Ведущий 2:
Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, на работе, дома. Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва деревьев на ветру, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по дереву. Человек так привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают .
И все же в этом безбрежном море звуков наше ухо легко и безошибочно выделяет особые звуки – музыкальные.
Музыка – это искусство звука.
Чтец:
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей…
(Н.Рубцов. В минуты музыки)
Ведущий 1:
Музыка особыми средствами передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение света или тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады…
Людей, создающих музыкальные произведения называют композиторами, а тех, кто доносит до нас эти произведения – исполнителями. И тех и других можно назвать музыкантами.
Матери песнями укачивали детей, воины боевыми песнями-кличами воодушевляли себя и устрашали врагов, пастухи протяжными зовами собирали стада. Размеренные выкрики помогали людям справиться с трудной общей работой. Горе по умершему выражали в песнях-плачах…Так возникли древнейшие формы музыки.
Сначала люди пели «без сопровождения». Потом стали «помогать» себе хлопками в ладоши, притопыванием – вот и выходит, что древнейшим музыкальным инструментом был сам человек. И только позднее люди стали использовать куски дерева, плоские камни – они издавали гораздо более громкие и разнообразные звуки.
Чтец:
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной.
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлого встает
И близким кажется и ясным.
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
(А.Блок)
Ведущий 2:
А вот этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» - греческое, означает «место для зрелищ». Как же возникло это искусство?
Греки верили в своих богов, особенно в бога плодородия Диониса и в его честь устраивались празднества – Великие Дионисии. Во время этих празнеств разыгрывали сценки из мифа (сказаниях) о Дионисе – это и были первые театральные представления.
А вот первый театр на Руси появился в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче (отец Петра Первого), который решил устроить театр в Москве. А первую пьесу поставил школьный учитель из Немецкой слободы, пастор Грегори. Для спектакля построили специальное здание – «комедийную хоромину». 17 октября 1672г. состоялся спектакль «Эсфирь, или Атаксерксово действо», который длился 10 часов, а учавствовало в представлении 60актеров. Царь Алексей Михайлович полюбил новое зрелище, но не был уверен, угодна ли новая потеха Богу. Поэтому всякий раз после посещения театра ходил в баню, чтобы очистить тело, и усердно молился – это уже для души. А вот первый публичный театр появился при Петре Первом – в 1702г.
Театры бывают разные: драматические и музыкальные. В драматическом ставятся пьесы на основе литературных произведений и специальных пьес.В музыкальном же основа – произведения музыкального искусства – оперы и балеты. сейчас множество театров: и одного актера, кукольный театр, детские и молодежные и т.д.
А сейчас мы с вами станем актерами и сыграем в экспром-театре.
(экспром-театр)
Ведущий 1:
Цирк – не парк, куда вы ходите грустить и отдыхать.
В цирке надо не высиживать, а падать и взлетать,
и под куполом, под куполом, под куполом скользя,
Ни о чем таком сомнительном раздумывать нельзя.
Вот такие замечательные строки написал еще об одном виде искусства Булат Окуджава. Меняется время , меняется и цирк, но все равно идя в цирк мы всматриваемся в афишу и ищем знакомые с детства строки: «Весь вечер на манеже…» Да, именно клоуны.
Искусство фотографии, искусство кино, телевидение… Все это наше с вами родное, и уже нам кажется, что все это начиналось очень, очень давно.
Кто знает, может быть мы с вами узнаем и станет свидетелями зарождения новых видов искусства.
по материалам: Я познаю мир. – М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1998.- 480с.; Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству.- Ростов на Дону: Феникс,2006.-507с.,ил.; |
|
|
|
|