Организация режима дня и условий обучения и воспитания в учреждениях специального назначения требует особого внимания как со стороны медицинских работников, так и со стороны санитарных врачей по гигиене детей и подростков (и его помощников).
При организации учебных занятий в течение дня, недели, года в связи с повышенной утомляемостью детей с аномальным развитием следует правильно чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного характера с уроками пения, рисования, труда и физкультуры. Своевременно должны осуществляться гигиенические рекомендации и другие мероприятия, способствующие восстановлению работоспособности организма. Обязательными элементами режима должны быть прогулка за 30 мин до начала занятий; сокращение продолжительности урока до 35 мин (в 1-х классах обязательно, в остальных классах при 45-минутном уроке последние 10 мин должны быть посвящены познавательной деятельности, а в середине урока обязательны физкультпаузы). Во время перемен должен быть обеспечен выход учащихся на участок или в рекреационные помещения для проведения активного отдыха. В режиме дня детей дошкольного и школьного возраста предусматривается дневной сон длительностью 1/2-2 ч.
При составлении расписания уроков на день рекомендуется предметы, связанные с большим умственным напряжением, ставить на второй час (для учащихся начальных классов), на второй и третий часы — для учащихся средних и старших классов. На эти же часы следует планировать контрольные работы. Последние могут проводиться в любые дни недели, за исключением понедельника и субботы. Уроки физкультуры желательно проводить на третьем и четвертом часах занятий. Сдвоенные уроки предусматриваются только по труду и при выполнении программы по лыжной подготовке. Уроки физкультуры планируются в зависимости от специфики учреждения специального назначения.
Для учащихся младших классов раз в неделю (лучше в четверг) необходимо предусматривать облегченный день учебных занятий. В этот день после двух часов занятий следует проводить прогулки и экскурсии.
Строгому контролю подлежит режим непрерывной зрительной нагрузки. При любых видах учебной деятельности непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии не должна превышать 10 мин для детей младшего школьного возраста, 15 мин — для среднего и старшего. Слепые дети с остаточным зрением выполняют непрерывную зрительную работу (по рельефной системе Брайля) 1—2 раза за урок по 5 мин. Дети с полной потерей зрения должны чередовать тактильное восприятие со слуховым.
Для облегчения зрительной работы- и повышения эффективности усвоения материала на уроках следует использовать различные средства коррекции, как индивидуальные, так и групповые, а также специальные технические средства обучения (экранные, звуковые, экранно-звуковые).
Особое внимание должно быть уделено организации физического воспитания. Все его формы должны носить характер целенаправленного воздействия на основной дефект развития, содержать необходимые элементы лечебной и корригирующей гимнастики.
Трудовое обучение является важным средством компенсации и коррекции нарушенных функций организма. Правильно поставленные трудовое воспитание, обучение, профессиональная ориентация и консультация, а также непосредственное участие школьников в общественно полезном производительном труде являются ведущими факторами нравственного, интеллектуального развития и формирования личности. Овладение трудовыми навыками, привитие любви к определенной профессии имеют большое психологическое значение для последующего трудоустройства.
Содержание и методы трудового обучения (ручной труд, общетехнический труд, производственно-трудовая подготовка) определяются возрастными, воспитательными, учебными и коррекционными задачами учреждений специального назначения. Содержание трудового обучения должно учитывать и специфику имеющихся у детей отклонений.
Возможность конкретного осуществления приведенных рекомендаций требует наличия специальных условий, отличных от условий массовых учреждений для здоровых детей. Задача помощника санитарного врача по гигиене детей и подростков заключается в строгом контроле за соблюдением гигиенических требований, касающихся режима и условий, в существующих учебно-воспитательных Учреждениях всех типов.
У детей нередко наблюдаются хронические заболевания в разной стадии. В стадии клинической компенсации основного заболевания дети, как правило, посещают общие учебно-воспитательные учреждения. При частых обострениях хронического заболевания, сопровождающихся ухудшением общего состояния, снижением работоспособности неадекватной реакцией на физические и умственные нагрузки детям трудно посещать массовые учебно-воспитательные учреждения. Для них создаются специальные учреждения оздоровительного характера (санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты, специальные группы или учреждения для часто болеющих детей дошкольного возраста). Эти учреждения должны обеспечивать полное клиническое выздоровление детей и переход их в массовые учебно-воспитательные учреждения.
|