Вредности, связанные с производственным процессом - подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические и психофизиологические факторы:
физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля; магнитное, лазерное и ультрафиолетовое излучения; ионизирующие излучения; производственные шум и вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли); освещение естественное (отсутствие, недостаточность) и искусственное (недостаточная освещенность, блескость, пульсация освещенности); электрически заряженные частицы воздуха (аэроионы);
химические факторы: антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты. Они подразделяются по характеру воздействия на организм человека: токсичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию; и по пути проникновения в организм человека: через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы, слизистые оболочки;
биологические факторы: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, и др.) и продукты их жизнедеятельности (токсины, белковые препараты); прочие микроорганизмы (растения, животные)
факторы трудового процесса – факторы психофизиологического действия: тяжесть труда и напряженность труда. Тяжесть труда отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.) Она характеризуется двигательной нагрузкой, массой поднимаемого груза, рабочей позой и др. Под действием тяжести труда могут возникать статические и динамические перегрузки. Напряженность труда отражает нагрузку на ЦНС, органы чувств и эмоциональную сферу. К ней относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность и режим работы. Под их воздействием могут возникать нервно-психические перегрузки: умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки. Так, например, труд учащегося и студента характеризуется напряжением психических функций - памяти, внимания, восприятия, наличием стрессовых ситуаций – тесты, вопросы, зачеты, экзамены. Длительная работа сидя, вызывает нарушение желудочно-кишечного тракта, геморрой. Длительное напряжение отдельных мышц ( рук – у машинистки, пианиста, доярки; ног- у велосипедиста) вызывает координационные неврозы – невозможность выполнить другие функции этими органами. При нагрузке на позвоночник возможно его искривление с последующем заболеванием внутренних органов, питающихся из кровеносных сосудов, проходящих через этот позвонок. Нагрузка на зрительный анализатор (работа за компьютером) может вызвать близорукость. У трубачей, стеклодувов профессиональным заболеванием считается эмфизема легких. У педагогов, артистов часты хронические ларингиты.
|