Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Здравоохранение :: Гигиена
Гигиенические требования к расписанию уроков в школе
Составной частью режима дня учащихся является рационально организованный режим учебного процесса. Неправильно составленный школьный режим содействует развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффект урока, удлиняет время приготовления домашних заданий. Под усталостью понимается субъективный признак развивающегося утомления, являющийся следствием работы и представляющий собой сложное психическое состояние, имеющее отрицательную эмоциональную окраску. Утомление – это состояние организма, возникающее во время работы и проявляющееся во временном снижении работоспособности. Одним из основных элементов школьного режима является расписание уроков. При его составлении следует учитывать динамику работоспособности в течение учебного дня и учебной недели. Основная задача рациональной организации занятий: обеспечение сохранения работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне. На первом уроке работоспособность школьников невысока, ученики «врабатываются» в учебную деятельность. Наивысшая работоспособность отмечается у учащихся средних и старших классов на 2-3 уроках. На 4 уроке появляется тенденция к снижению трудоспособности, на 5 уроке возможен подъем активности за счет включения компенсаторных механизмов с резким падением ее на 6 уроке. Не рекомендуется сочетание двух-трех трудных уроков подряд (физика, математика, ин. язык), лучше чередовать их с менее трудными предметами. В качестве одно из способов оценки можно использовать ранговую шкалу трудности, предложенную Сивковым в 1975 г. Шкалу трудности используют для гигиенической оценки школьного расписания. С этой целью подсчитывают сумму баллов по дням недели в отдельных классах, затем нагрузку изображают графически (по оси абсцисс – дни недели, по оси ординат – нагрузка в баллах) и сравнивают ее с динамикой недельной работоспособности учащихся. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если получается кривая с двумя подъемами во вторник и пятницу (вариант 1 – для учащихся младшего и среднего возраста) или с одним подъемом – в среду (вариант 2 – для старших школьников). Расписание оценивается как нерациональное, если наибольшая сумма баллов приходится на начало или конец недели, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле. В последние годы осуществлен переход большого числа школ на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для динамики работоспособности детей, т.к. исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота), более продолжительный отдых дает возможность активно заниматься физкультурой и спортом. Однако гигиенисты считают, что недопустимо сокращение учебной недели за счет увеличения ежедневной нагрузки, т.е. продолжительности занятий в оставшиеся дни не должна увеличиваться. В связи с большим периодом врабатываемости после двух выходных в расписании необходимо предусмотреть облегчение занятий в понедельник.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015