Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Транспортные средства :: Специализированный подвижной состав
Коник
Представляет собой пово­ротное устройство, через которое на­грузка от размещаемого на нем леса передается на подкониковую раму и раму автомобиля.
Конструкция коника обеспечивает размещение и удержание бревен при транспортировке, а также облегчает их разгрузку. Коник (рис. 14) состоит из основания 8, двух откидных стоек 3 с наконечниками 4. шарнирно установ­ленных на осях, стяжных 2 и страхо­вочного 5 канатов с запорами.
 Коник автомобиля:
1 – упор стойки; 2 – канат   стойки; 3 – стойки; 4 – наконечник стойки; 5 – канат страховочный;   6 – канат механизма облегчения подъема стоек;   7 – запор   каната стопки; 8 – основание коника.
 
Основание коника сварное, на концах его имеются отверстия для шарнирного соединения со стойками. В верхней части основания коника приварены уголки, ребра которых направлены вверх, что препятствует самопро­извольному продольному смещению лесоматериала при транспортировке. К нижней части основания приваривают опорный лист для уменьшения удельной нагрузки на подкониковую раму.
В основание коника встроены механизмы для облегчения подъема стоек.
Стойки коника сварные, коробчатого сечения. Каждая из стоек удерживается в вертикальном (или наклонном) положении канатами 2, продетыми через окна в стойках и закрепленными с одного конца неподвижно осью в кронштейне. Другой конец каната связан со специальным натяжным запором 7, который при разгрузке лесо­материалов откидывается, освобождая затяжку каната.
Соединение коника с подкониковой рамой обычно выполняют с помощью шкворня или бесшкворневым. Шкворень проходит через отверстия в основании коника и в подкониковой раме. При бесшкворневом соединении связь коника с подкониковой рамой осуществляется с помощью центрирующей вертикальной трубчатой оси и несколь­ких кронштейнов, прикрепленных к подкониковой раме и расположенных по диаметру опорного листа основания коника.
Конструкция коника позволяет разгружать лесоматериалы в обе стороны, для чего натяжные канаты и замки располагают так, чтобы замок открывался со стороны, противоположной той, на которую производится выгрузка.
Размеры коника определяют из условия, что предельное соотношение между нагрузкой на коник автомобиля и коник прицепа-роспуска должно составлять 1:2 (при дальнейшем увеличении нагрузки на коник прицепа-роспуска вершины хлыстов входят в контакт с дорогой и разрушают покрытие). Необходимое распределение нагрузки между кониками автопоезда достигается за счет изменения расстояния между ними путем регулировки длины дышла и тросов сцепки.
Расстояние   между   кониками   при заданном распределении   нагрузки   на них определяется по формуле
где mг – грузоподъемность автопоез­да, т;  – грузоподъемность коника прицепа-роспуска, т; с – расстояние от комля до центра тяжести хлыстов (для деревьев в среднем составляет 0,37L, для хлыстов 0.33L, и для сортиментов 0,5L, здесь L – длина груза, м); k– средняя длина свеса хлыстов перед ко­ником автомобиля (1 м).
Оптимальное отношение грузоподъемности роспуска и тягача составляет 1,7...2,1. Нижний предел соответствует границе управляемости ими, верхний – контакту хлыстов с дорогой.
Для размещения хлыстов на автопоезде должны быть предусмотрены определенные площади в пределах вну­тренних габаритов стоек коника.
Удельные площади по внутренним габаритам коника тягача в 1.5...2 раза больше соответствующих площадей для прицепа-роспуска. Длина коника определяется предельным габаритом по ширине, который для дорог общего пользования равен 2500 мм, а для ле­совозных дорог – до 3000...3200 мм. При определении предельной высоты стоек следует учитывать, что угол поперечной статической устойчивости тягача должен быть не менее 25°.
Подкониковая рама с накатными площадками с помощью крон-штейнов крепится к раме автомобиля. В средней части подкониковой рамы расположена опорная плита коника. Накатные площадки располагают на­клонно относительно горизонтальной плоскости, на конце их делают закругления для обеспечения свободного вкатывания тележки роспуска на шасси автомобиля и ее скатывания. Одновре­менно накатные площадки служат опорой для колес прицепа-роспуска во время транспортировки его на шасси автомобиля.
В задней части рамы установлена буксирная вилка для крепления дышла прицепа-роспуска и тяговая балка, к которой крепятся тросы крестообразной сцепки прицепа-роспуска.
Для правильного направления троса лебедки под опорной плитой коника устанавливают направляющий ролик, а на поперечные рамы и в замке дышла - направляющие блоки.
Ограждение кабины выполняют на передней части подкониковой рамы для предохранения кабины от повреждения лесоматериалами при их погрузке и транспортировке. Для повышения устойчивости ограждение укрепляется укосинами.
В средней части ограждения сделана седловина, в которую укладывается дышло прицепа-роспуска при перевозке его на шасси тягача. Здесь же расположено запорное устройство, удерживающее дышло в транспортном положении. Запорное устройство дышла состоит из пневмоцилиндра и запорного механизма (рис. 15).
 
              
 
 
 
 Запорное устройство дышла
1 – цилиндр; 2 – шток цилиндра; 3 – ограждение кабины; 4 – захват; 5 – тяга; 6 – наконечник тяги; 7 – рычаги
 
 Захваты запорного механизма закрываются при подаче воздуха со стороны нижней крышки цилиндра, в результате чего шток цилиндра воздействует на систе­му рычагов и тяг, связанных с захватами. При разгрузке роспуска воздух подается с противоположной стороны цилиндра.
В запорном устройстве другого типа применены пневмокамеры. При погрузке роспуска дышло нажимает на фиксаторы запорного устройства, сдвигает их, отжимая пружины пневмокамер, устанавливается в специальный ложемент с подушками и фиксаторы (под воздействием пружин пневмокамер) автоматически запирают дышло. При разгрузке роспуска под воздействием воздуха, поступающего в пневмокамеры запорного устройства и отжимающего диафрагму, фиксаторы выводятся из зацепления с дышлом.
Управление запорными устройствами производится из кабины водителя.
Лебедка предназначена для загрузки и разгрузки прицепа-роспуска. Она приводится в действие от коробки отбора мощности с помощью карданного вала. Лебедка состоит из редуктора и барабана с намотанным на него тросом. Редуктор лебедки червячного типа состоит из однозаходного стального червяка и червячного колеса с бронзовым венцом. Максимальное тяговое усилие приме­няемых на лесовозных тягачах лебедок 40...80 кН. Торможение барабана лебедки осуществляется лентой тормоза с фрикционной накладкой. Натяже­ние ленты тормоза может быть изме­нено регулировкой.
В состав лесовозных автопоездов, кроме тягачей автомобилей-лесовозов, входят прицепы-роспуски соответствующей грузоподъемности. Автомобили - лесовозы большой грузоподъемности эксплуатируются с прицепами-роспусками 2Р-15Т (ГКБ-9383) Тавдинского механического завода.
Лесовозный   прицеп-роспуск   ГКБ-9383 представляет собой двухосную тележку с поворотным коником. Управление роспуском осуществляется крестообразной тросовой сцепкой. Роспуск состоит из ходовой части, рамы, подвески, коника с откидными стойками, тормозной системы и складывающегося металлического дышла.
Ходовая часть роспуска включает две оси, на которых в роликовых подшипниках установлены ступицы колес. Оси колес закреплены на концах балансиров в специальных гнездах с ре­зиновыми амортизаторами.
Рама роспуска сварная (цельнометаллическая), из листового проката и гнутых профилей, соединенных между собой поперечинами. Верхняя часть рамы по бокам закрыта листами и приваренными к ним швеллерами, которые образуют две консоли тяговой балки. Средняя поперечина рамы в верхней части имеет опорный лист с отверстием для установки шкворня коника. Две боковые опорные стенки рамы и поперечины образуют окно, в которое входит конец дышла. Крепление дышла к раме роспуска осуществляется шарнирно через шкворень коника.
Для обеспечения погрузки и перевозки роспуска па шасси автомобиля на раме роспуска имеются специальные упоры для ограничения колебании балансира.
Подвеска роспуска состоит из двух балансиров, посаженных на общую ось вращения, и двух реактивных штанг. Балансиры своими концами опираются на оси колес и удерживаются на них при помощи съемных крышек и болтовых соединений.
Коник роспуск - металлический, поворотный. Он устанавливается на раме роспуска и соединяйся с ней при помощи шкворня. Коник состоит из основной балки (основания) и двух откидывающихся стоек, шарнирно закрепленных в отверстиях основания при помо­щи пальцев. Стойки удерживаются в вертикальном - положении стяжными тросами, запорные устройства которых расположены на противоположных концах основания (по аналогии с расположением на автомобиле).
Тормозная система роспуска состоит из колесных тормозов колодочного типа, тормозных камер, двух воздушных баллонов, крана ручного торможения роспуска н воздухораспределительного клапана Привод тормозов - пневматический. Воздушный трубопровод по дышлу (внутри его) и поэтому защищен от повреждений.
Дышло роспуска (рис. 16) – складывающееся металлическое, сварной конструкции, состоит из передней и задней балок, наконечника, фиксатора, пневмопровода и электропровода. В средней части дышло имеет шарнир с горизонтальной осью, обеспечивающий возможность его складывания. Шарнир оборудован фиксатором, открытие которого зависит от натяжения троса лебедки автомобиля.
 
Рис. 16. Дышло складывающееся
1 – наконечник дышла для тягача КрАЗ; 2 — наконечник     дышла    для тягача   МЛЗ; 3 – балка    передняя; 4 – замок; 5 – балка   задняя;   6 – гнезда; 7 – пневмопривод; 8 – электропровод; 9 – кронштейн; 10 – ось шарнира; 11 – палец
 
Для изменения расстояния между кониками автомобиля и роспуска передняя часть дышла удлиняется за счет выдвижения наконечника, а задняя – за счет перестановки шкворня роспуска в другое отверстие в дышле.
В передней балке дышла имеются посадочные места для установки наконечник дышла, а в средней - гнезда для крепления троса лебедки. Задняя часть балки сужена, здесь устанавливаются фиксатор дышла и резиновые амортизаторы, которые предохраняют дышло от резких ударов и момент разгрузки роспуска.
Наконечник дышла - сварной из трубы. В передней части наконечника имеется фиксатор, приваренный к трубе для фиксации дышла в продольном направлении при его складывании, а в средней части – отверстие для установки шкворня буксирной рамки автомобиля. Наконечник дышла оканчивается проушиной с трапецеидальной резьбой для точной регулировки длины дышла при его установке. Для крепления наконечника в передней балке имеется отверстие. Фиксатор дышла включает шток, систему регулирования затяжки пружины и привода автоматического открывания. Привод фиксатора посредством троса соединен с тросом лебедки автомобиля и срабатывает до начала складывания дышла.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015