Автоцистерны предназначены для перевозки и временного хранения жидких пищевых продуктов (молока, воды, кваса, пива и др.). От транспортных и заправочных автоцистерн она отличаются как технологической схемой, так и конструкционными и термоизоляционными материалами.
В этих транспортных средствах для наполнения и слива жидкости используются как вакуумные устройства, действующие за счет разрежения, создаваемого во всасывавшем коллекторе работающего ДВС, так в штатные стационарные насосы, устанавливаемые на автоцистернах и в пунктах производства и приема жидких продуктов.
Например, технологическое оборудование автоцистерны АЦПТ-6,2 на шасси автомобиля МАЗ-500А для перевозки молока состоит из двух отдельных резервуаров (отсеков), изготовленных из пищевого листового алюминия и заключенных в общий стальной кожух с термоизоляционным материалом из пенопласта ФРП-1.
В верхней части каждого резервуара расположена герметически закрывающаяся горловина диаметром 500 мм, через которую производится внутренний осмотр и мойка внутренней поверхности резервуаров.
В нижней части резервуары имеют пробковые краны, предназначенные для залива и слива молока через трубопровод. Управление кранами производится ручкой, расположенной в верхней части резервуара. Кран от замерзания зимой и нагрева летом защищен термоизоляцией. Концы сливных труб диаметром 50 мм закрываются пробками.
Для сохранения качества молока больше значение имеет мойка и дезинфекция внутренних поверхностей резервуаров. Обе операции осуществляются одновременно при помощи переносных или смонтированных в резервуарах шприц-аппаратов или форсунок, на которые растворы, обеспечивающие вращающиеся или качающиеся струи веера, подаются под давлением до 13 кгс/см2 (1,3 МПа).
Резервуары промывают раствором пищевой соды или мыльной горячей водой, затем - чистой водой и сушат острым паром.
|