Особенности конструкций автомобилей-фургонов общего назначения
При анализе особенностей конструкций и общей оценке технического уровня автомобилей-фургонов, помимо основных параметров технической характеристики и показателей эксплуатационных свойств, используются относительные параметры:
- коэффициент снаряженной массы , равный отношению массы автомобиля в снаряженном состоянии к грузоподъемности q (иногда в технической литературе человека называют коэффициентом тары).
Этот коэффициент характеризует совершенство конструкции по использованию массы автомобиля и чем он меньше, тем конструкция лучше;
- удельная объемная грузоподъемность – отношение грузоподъемности к внутреннему объему кузова V – позволяет оценить степень приспособленности автомобиля к грузам различной плотности;
- показатель компактности равный отношению площади автомобиля к грузоподъемности, характеризует рациональность конструкции по использованию его габаритных размеров. Чем меньше этот показатель, тем меньше требуемая относительная площадь на стоянке автомобиля (при погрузке-разгрузке, хранении, ТО и ремонте), тем больше облегчается взаимодействие автомобиля с транспортным потоком.
Особо малотоннажные автомобили-фургоны
Типичным представителем группы особомалотоннажных автомобилей-фургонов, выпускаемых на базе легковых автомобилей, является ВИС-1705.
Основные технические характеристики автомобиля приведены в таблице 1.
Особомалотоннажные автомобили используются для перевозки мелкопартийных торговых грузов в городе.
Основные технические характеристики автомобиля ВИС-1705
Грузоподъемность фургона, кг
|
450
|
Собственная (снаряженная) масса, кг
|
1070
|
Объем кузова, м3
|
2,2
|
Максимальная скорость, км/ч
|
140
|
Минимальный радиус поворота, м
|
5,5
|
Контрольный расход топлива (при скорости 80 км/ч), л/100км
|
6,3
|
Малотоннажные автомобили-фургоны
Малотоннажные автомобили-фургоны основной группы имеют грузоподъемность от 0,8 до 2 т. Они в основном являются развозными автомобилями-фургонами и используются для городских перевозок продовольственных и промышленных товаров.
На автомобилях этой группы устанавливаются и карбюраторные и дизельные двигатели, причем часто по выбору заказчика.
В нашей стране для городских перевозок применяются автомобили-фургоны II категории (по типажу) грузоподъемностью около 1,5 т отечественного производства: семейство автомобилей «Соболь» Горьковского автомобильного завода и семейство автомобилей УАЗ.
Для примера рассмотрим два базовых автомобиля ГАЗ-2752 и УАЗ-3741 (табл.).
Основные технические характеристики малотоннажных автомобилей-фургонов
Модель
|
ГАЗ-2752 «Соболь»
|
УАЗ-3741
|
Грузоподъемность, кг
|
850
|
850
|
Снаряженная масса, кг
|
1880
|
1720
|
Объем кузова,м3
|
6,86
|
6,5
|
Максимальная
скорость, км/ч
|
115
|
110
|
Контрольный расход топлива, л/100 км
|
10,1
|
14,5
|
Минимальный радиус поворота, м
|
5,5
|
6,8
|
Среднетоннажные автомобили-фургоны
К этой группе относятся автомобили с грузоподъемностью 2…4,5 т. По перспективному типажу в эту группу входят автомобили IV и V категорий грузоподъемностью соответственно 3 и 4,5 т типа ГАЗ и ЗИЛ
В нашей стране в настоящее время среднетоннажные автомобили-фургоны выпускаются автомобильной промышленностью только на шасси автомобилей общетранспортного назначения ГАЗ и ЗИЛ.
В табл. 3 приведены основные технические параметры и показатели среднетоннажных автомобилей-фургонов, используемых в РФ.
Основные технические характеристики среднетоннажных автомобилей-фургонов
Параметры и показатели
|
ЗИЛ-5301НС
|
ЗИЛ-5301ЕС
|
Грузоподъемность, кг
|
3200
|
2625
|
Собственная масса, кг
|
3490
|
4362
|
Объем кузова, м3
|
10
|
20
|
Максимальная скорость, км/ч
|
95
|
95
|
Контрольный расход топлива, л/100 км
|
12
|
12
|
Минимальный радиус поворота, м
|
6,5
|
80
|
Большегрузные фургоны
Фургоны общего назначения с грузоподъемности свыше 4,5 т выпускаются в нашей стране только в виде полуприцепов и применяются для эксплуатации в составе седельных поездов-фургонов, которые используются в основном в междугородных перевозках.
На конструктивной основе полуприцепа общетранспортного назначения ОдАЗ-885 выпускаются три полуприцепа-фургона (ОдАЗ-794, ОдАЗ-795 и ОдАЗ-935), унифицированные по элементам кузова.
В качестве примера рассмотрим кузов полуприцепа ОдАЗ-794. Этот кузов - безрамный, клепанный со ступенчатым несущим основанием (в передней части высота ступеньки - 190 мм). Основание состоит из двух лонжеронов, поперечин и усилителей. Большинство элементов основания выполнено из швеллеров (основные с высотой 160 мм).
К усилителям присоединены боковые стойки, образующие с продольными балками каркасную конструкцию, к которой приклепывается обшивка из дюралюминиевого листа толщиной 1,5 мм.
Верхние концы боковых стоек связаны между собой и с поперечинами ковша обвязкой из специального профиля.
Пол выполнен из фанерных плит толщиной 20мм и крепится к поперечинам и угольникам усилителей.
Кузов имеет две двустворчатые двери: сзади и с правой стороны. Каркас дверей изготовлен из листового алюминиевого проката толщиной 3 мм. Обивка прикреплена к каркасу точечной сваркой.
Двери с резиновыми уплотнениями имеют специальные запоры, могут пломбироваться. Задняя дверь открывается на 270º, боковая - на 180º, двери фиксируются в открытом положении.
Кузов оборудован системой естественной вентиляции. Люки с наружными жалюзями и регулируемыми заслонками расположены на передней и обеих боковых стенах кузова.
В табл. приведены основные технические параметры полуприцепов-фургонов.
Основные технические характеристики полуприцепов-фургонов
Параметры и показатели
|
ОдАЗ-794
|
ОдАЗ-
795
|
ЦКТБ А 475
|
Грузоподъемность, кг
|
7500
|
13550
|
6850
|
Собственная масса, кг
|
3000
|
4200
|
3650
|
Объем кузова, м3
|
28
|
38,5
|
—
|
Коэффициент снаряженной массы
|
0,4
|
0,31
|
0,53
|
Удельная объемная грузоподъемность, т/м3
|
0,268
|
0,35
|
—
|
Погрузочная высота, мм
|
1300
|
1350
|
—
|
|