Большие социальные группы - это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не менее, а иногда даже сильнее и потому оказание существенного влияния на общественную жизнь.
Большие социальные группы имеют особенности:
§ они постоянно развиваются и совершенствуются;
§ они имеют свои сугубо специфические интересы;
§ они вырабатывают набор социальных нормативов для себя и для всех своих членов и требования к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие;
§ они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру. Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по происхождению и формам активности.
Различают:
§ классы;
§ этносы (нации);
§ политические и общественные организации;
§ религиозные организованные конфессии.
Они могут существовать неорганизованными группами (массовое движение, толпа).
1)Классы - это большие организованные группы людей, занимающие строго определенное место в исторически сложившейся системе экономических и социальных отношений конкретного общества (государства).
Классы различают по:
§ месту в системе общественного производства (закрепляемому в праве собственности);
§ роли в общественной организации труда;
§ способам получения и размерам общественного богатства (в виде % на вложенный капитал, з/пл. и иных доходов).
Детерминанты психологии - социально - экономическое положение класса, ее места в общественной системе отношения I; средствам производства, уровень его развития, социально-экономические отношения составляет существо данной формации (класса).
Основы образования психологии класса - составляют условия его жизни,, характер общественно - практической деятельности, отношения с другими классами и межличностными группами, социальный опыт, образ жизни и субъект, и объект характеристики жизнедеятельности его представителей.
Основу формирования психологии класса составляют:
Ø социальные условия его жизни,
Ø характер его общественно - практической деятельности;
Ø отношение с другими социальными группами;
Ø его социальный опыт;
Психология класса включает в себя:
Ø его потребности;
Ø интересы;
Ø ценности;
Ø ролевые представления
Ø нормы поведения;
Ø традиции;
Ø другие социально-психологические явления.
Потребности - побудительные силы его активности и развития, деятельность классов развивает одни потребности и подавляет другие (предпринимательская деятельность буржуазии формирует у его представителей потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли).
|