Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей определяются:
· психогенетической наследственностью ребёнка
· особенностями рождения ребёнка
· психологической и педагогической культурой родителей
· собственной психологической конституцией родителей особенности психологической социализации родителей
Основные типы внутрисемейных отношений:
1. Диктат - проявляется подавлением родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей, используются: приказы, физическая и вербальная агрессия, критика и обвинения. Результат - ребёнок вырастет с низкой самооценкой, отсутствием инициативы.
2. Опека - родители ограждают своих детей от забот, усилий и трудностей. Формирование личности ребёнка отходит на второй план.
Последствия: дети не приспособлены к жизни в обществе.
3. Невмешательство - родители привержены идее целесообразности и необходимости независимого существования взрослых и детей. Последствия: дети чувствуют свою ненужность, эмоционально обделены.
4. Сотрудничество — межличностное отношение, опосредованное общими целями, задачами совместной жизни и высокими нравственными целями. Последствия: дети благополучны, душевно и физически здоровы
|