Общение порождает ряд уникальных социально психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика:
1. заражение - особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Это бессознательная спонтанная форма включения личности в определенное психическое состояние, а так же сопереживание общего психического состояния большой группы людей одновременно.
Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств н страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.
Источник заражения - индикатор- носитель эмоционального заряда. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия, возникает психический фон заражения, который находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени накала индуктора. Так как это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.- Индивид просто бес сознательно усваивает образцы чьего-то поведения и подчиняется ему.
2. внушение - целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается не критически.
Внушение — социально психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным и массовым действиям. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей с психологическим настроем на определенную ситуацию, а так же в состоянии неуверенности в себе.
Условия эффективности внушения:
1. авторитетность источника информации;
2. доверие к нему;
3. отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Легче всего поддаются внушению дети и утомленные, ослабленные физически люди.
Отличие внушения от заражения:
1. при заражении осуществляется сопереживание общей массой людей общего психологического состояния, внушение не предполагает такого равенства - внушающий не подвержен такому состоянию, как внушаемый.
2. внушение имеет одностороннюю направленность.
Убеждение в социальной психологии рассматривается, как результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности, это та же система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Убеждение предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности.
Условия убеждения:
1. содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
2. убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
3. является последовательным и доказательным;
4. содержит, как обобщающее положение (принципы и правила), так и конкретные факты и примеры;
5. опирается на разумный опыт и знания убеждающего;
6. убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает.
Процесс убеждения - это психотехническая система рассуждений и доказательств, а так же эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.
Различия между убеждением и внушением:
1. Внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий её (информацию), согласится с ней - вывод он делает самостоятельно.
2. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение - эмоционально- волевое воздействие.
Подражание - социально-психологический механизм общения, обеспечивающий одним человеком воспроизводство определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску.
Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Тард: подражание - это фундаментальный принцип развития и существования общества, где и возникают групповые нормы И ценности. Подражание выступает как частный случай более общего мирового закона повторения. И если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником процесса - периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.
Виды подражания:
1. логическое и не логическое
2. внутреннее и внешнее
3. подражание «мода» и подражание «обычай»
Законы подражания:
1. подражание идет от внутреннего к внешнему, то есть внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
2. низшие по социальной лестнице подражают высшим.
Три способа подражания:
1. когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
2. когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
3. когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
|