Масса социальной психологии рассматривается как элементарное, стихийное коллективное группирование, характеризующееся анонимностью, физической рассредоточенностью и неорганизованностью.
Признаки массы.
1. Обладает статистическим характером общности, не представляет собой какого– либо самостоятельного и целостного образования.
2. Вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный и стихийный характер.
3. Она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности.
4. Она не устойчива, меняется от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой.
5. Она разнородная.
Отличительные черты массы.
1. Ее члены могут занимать различные общественные положения, происходить из любого слоя общества.
2. Включает людей, разнородных по своему составу и принадлежности.
3. Состоит из анонимных индивидов.
4. Между членами массы почти нет взаимодействия и обмена переживаниями.
5. Масса имеет очень рыхлую организацию и не способна действовать согласованно и едино.
6. Она лишена черт общества и общины.
7. У массы нет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни организованных установок, ни структуры и статусных ролей.
Как уже было выше сказано, между членами массы почти нет взаимодействия и обмена переживаниями.
СП рассматривает отношения массы и вождя, поведение самой массы.
1) Масса и вождь.
Масса представляет собой огромное количество людей, которые, как правило, не умеют думать сами или управлять и даже зачастую манипулируют.
Массой правят избранные, масса поклоняется силе и слову, масса любит сильных людей.
Вождь вызывает немедленную реакцию повиновения, поэтому целью вождей является власть, полученная ими в условиях страха, недовольства своим положением.
А массы какого бы ни было культурного или социального положения нуждаются в поддержке вождя. Он не убеждает их с помощью доводов, не добившись их подчинения силой, он пленяет их как гипнотизер своим ярким авторитетом.
2) Индивид в массе ведет себя сообразно самой массе. Он подчиняет свои интересы поведению массы.
Масса состоит из индивидов, принадлежащих к различным группам и культурам. Поэтому, массовый интерес следует рассматривать как нечто отвлекающее людей от их личных интересов и переживаний, переключая их внимание на более широкое пространство.
3) Поведение массы является спонтанным, самобытным (сама устанавливает нормы поведения), элементарным. Оно не определяется правилами или чьими - то указаниями.
Масса подвергается влиянию тех или иных возбуждающих призывов, появляется по радио, телевидению. Массовое поведение определяется поведением индивидов, где каждый имеет свою цель, между участниками наблюдается минимальная кооперация и очень мало чувство преданности и лояльности.
|