Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, коммуникативно-информационной, когнитивной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: другими людьми и теми
общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям
согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Функции общения:
1. Прагматическая функция отражает потребностно-мотивациоиные причины общения и реализуется при взаимодействии людей в
процессе совместной деятельности. При этом само общение выступает очень
часто самой важной потребностью.
2. Функция формирования и развития отражает способность
общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во
всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает
общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы,
ценности, знания и способы деятельности, а так же формируется как личность.
В общем виде общение можно определить, как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течении всей жизни психологические процессы, состояние и поведение человека.
3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функция объединения -разъединения людей , с одной стороны
посредством установления между ними контактов способствует передаче друг
другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей,
намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны,
она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате
общения.
5. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания сохранения достаточно устойчивых и продуктивных
связей и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной
деятельности.
Внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога).
|