Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Сущность его в том что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается, и помимо содержательных аспектов информации, поступающей от аудитории к коммуникатору, содержит сведения о том, как аудитория воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Важная характеристика коммуникативного процесса - намерение его участников повлиять друг на друга, а необходимые условия для этого не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
б) Общение, как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
Интерактивная сторона общения характеризует те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием. Взаимодействие в социальной психологии рассматривается как совместная деятельность, и в ходе совместной деятельности для её участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действий, то есть склонировать общую деятельность.
В социальной психологии существуют несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия:
1. Теория Парсонса - в ее основе лежат межличностные взаимодействия, где человеческая деятельность является результатом единичных действий.
Каждый акт представляет собой набор элементов:
ü Деятель
ü Другой человек
ü Тот, на кого направлены действия
ü Ответная реакция другого на действия деятеля
ü Мотивация деятеля
ü Нормы, по которым организуются взаимодействия
ü Ценности, которые принимает каждый участник
ü Ситуация, в которой совершаются действия
2.Теория Яна Щепаньского -ввел понятие «социальной связи» для
описания социального действия общающихся субъектов, где социальная связь представляет собой последовательное осуществление.
ü Пространственного контакта
ü Психического контакта — возникает взаимная заинтересованность
ü Социального контакта - совместная деятельность
ü Взаимодействие
ü Социальное отношение
3.Теория Эрика Берна. Концепция трансактного анализа действия участников общения регулируется корректировкой их позиций б определенной ситуации. По его теории каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «дитя», «родитель» и «взрослый». Это не определенная социальная роль — это стратегия поведения.
Позиция: «дитя» - хочу, «родителя» - надо, «взрослого» - интеграция хочу и надо, их взаимодействия оказываются эффективными тогда, когда эти трансакции носят параллельный характер, то есть совпадают по позициям.
Различают три основных стиля действия:
1. Ритуальный (формальный) общепринятый стиль.
2. Манипулятивный - управление партнером без его ведома и согласия и в корыстных целях.
3. Гуманистический - направлен на человека.
с) Общение, как воспитание людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека.
|