В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», которое либо переводится на русский язык как «социальная установка», либо используется как калька с английского (без перевода). Установка — определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.
Из определения следует, что установка имеет 3 составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.
Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонстрируют окружающим, что для человека желанно, а что — нет. Для одной самое важное — муж и дети, для другого — деньги и карьера, для третьего — здоровье и долголетие.
В установке также присутствует эмоциональное отношение. 'Это положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению.
Например, если я знаю, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и мне не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то я, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенческая составляющая).
Структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности — стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когнитивной составляющей.
|