Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Социальные науки :: Психология
Развитие Я-концепции
   В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции. «Я-концепция — это сово­купность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой»- Описательную составляющую Я-концепции часто называ­ют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отно­шением к себе или к отдельным своим качествам, называют само­оценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
На формирование Я-концепции влияют:
        восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);
        самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков); -  • внешние данные, ощущение силы и здоровья;
        социальные ценности, ожидания, идеалы;
        опыт социального поведения.
Значение Я-концепции в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности.
Р. Берне приводит случай из собственной практики: «Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизован­ного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни­лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько меся­цев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель ин­теллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в соб­ственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следователь­но, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нару­шено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощу­щения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя ин­теллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возмож­ностью — не изменила своего представления о себе».
Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Например, санитарка Марья Адоль­фовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсес­тра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; медсестра Бэла увидела в этом невоспитанность всего млад-шего медперсонала и провела воспитательную беседу; медсестра Вера решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; медсестра Галина не заметила бы никакой санитар­ки вообще и т.д.
Третья функция Я-концепции заключается в том, что она опре­деляет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию централь­ной. Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривен­ные...» или «Я знаю, что плохо сдам тесты». Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.
Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытав­шие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие вза­имодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмо­циональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких от­ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, ле­жит механизм «самореализующегося пророчества».
Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпо­сылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.
 

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015