По общему правилу, защита гражданских субъективных прав и охраняемых законом интересов производится судом, однако в отдельных случаях она допускается также и в административном порядке, т. е. когда юридический спор рассматривает не суд, а внесудебный (административный) орган. Например, при отказе лица освободить самоуправно занятое им жилое помещение, относящееся к государственному или муниципальному жилищному фонду, оно подлежит выселению не через суд, а по постановлению прокурора.
Пообщему правилу административные органы не рассматривают дел о защите субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов. Это - компетенция судебных органов, составляющих самостоятельную систему - одну из ветвей государственной власти в Российской Федерации. Судебная система России состоит из:
• Конституционного Суда Российской Федерации;
• системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации;
• мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации;
• системы федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;
• конституционных (уставных) судов субъектов Российской
Федерации.
Стороны правоотношения могут также по взаимному согласию передать спор на разрешение третейского суда - постоянно действующего или создаваемого специально для рассмотрения конкретного спора. При этом третейские судьи (арбитры) выбираются самими спорящими сторонами. Хотя третейский суд и не является государственным органом, его решения имеют обязательную силу и обеспечиваются мерами государственного принуждения, как и решения государственныхсудов
Подведомственность - это предметная компетенция юрисдикционных органов, т. е. круг дел , которые они уполномочены рассматривать и разрешать.
Подсудность - это компетенция судов того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов или судов общей юрисдикции) или конкретного суда этой системы.
Экономические споры между юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Это означает, что такие споры могут рассматриваться и разрешаться только арбитражными судами (а не другими органами, например судами общей юрисдикции).
Правила подведомственности и подсудности рассматриваемых судами дел следующие.
• Мировые судьи осуществляют правосудие от имени Российской Федерации в пределах судебных участков, создаваемых на территорий каждого субъекта РФ.
Если в том или ином субъекте РФ мировые судьи еще не назначены (не избраны) на должность, дела, относящиеся к их компетенции, подведомственны федеральным районным судам общей юрисдикции (такие дела рассматриваются судьями районных судов единолично). Решения мирового судьи могут быть обжалованы в районный федеральный суд.
Федеральным судам общей юрисдикции подведомственны все остальные гражданско-правовые споры, за исключением споров, относящихся к компетенции арбитражных судов. Что касается подсудности, то, как правило, по первой инстанции дело рассматривается судами нижнего звена судебной системы - районными федеральными судами. Федеральные суды среднего звена (суды краев, областей и т. п.), а также Верховный Суд РФ главным образом проверяют законность и обоснованность решений, принятых нижестоящими судами, и могут их отменять или изменять.
Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающим между:
• юридическими лицами (организациями);
• гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;
• юридическими лицами, с одной стороны, и индивидуальными
предпринимателями - с другой.
|