В этом смысле маркетинговое исследование не является социологическим, даже если оно проводится подготовленным социологом. Кратко различия между двумя типами исследования можно сформулировать так:
♦ Понятие «социальное исследование» более широкое, чем понятие «социологическое исследование».
♦ Понятие «социальное исследование» не отражает стоящую за ним конкретную науку, а «социологическое исследование» — отражает. Это социология.
♦ Социологическое исследование нормировано идеалом научного метода, а социальное — нет.
♦ Социологическое исследование определено предметом и тематикой социологии, а также методом, социальное исследование — нет.
♦ У социологического исследования есть специфический метод, а у социального нет.
♦ Социологическое исследование — внутридисциплинарный метод познания, а социальное — междисциплинарный.
♦ Социальное исследование охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые необязательно принадлежат к социологии, а социологическое — узкий круг проблем, заданных предметом социологии.
♦ Социальное исследование всеядно и неразборчиво, социологическое — избирательно.
♦ Социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики. Это общественные социологи. Социологическое исследование проводят только профессионалы. Его отличительная черта — спаянность теории и метода. Этого не понимают первые.
♦ Источник социологического исследования — научная литература и профессиональная подготовка, социального — популярная литература и обыденный опыт (собственный жизненный опыт или опыт данного ведомства).
♦ Социальное исследование отражает широкий взгляд на общество, социологическое — узкий, специализированный.
|