Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Социальные науки :: Методы проведения социологических исследований
Теория развития личности Зигмунда Фрейда
В отличие от концепции Мида, теория развития личности Зигмунда Фрейда (1856-1939) базируется на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения противоречат культурным нормам, а социализация представляет собой процесс обуздания этих побуждений.
 
Фрейд выделяет три элемента в структуре личности:
1) Ид (Оно) - источник энергии, подпитывающий стремление к удовольствию.
2) Это (Я) - "цензорный" компонент личности, сознательный и рациональный (в отличие от бессознательного Ид), развивается по мере того, как ребенок начинает видеть свое отличие от других людей.
3)   Суперэго (сверх-Я) - это идеализированный родитель, осуществляющий нравственную, оценочную функцию. Суперэго требует от человека хорошего поведения сначала в соответствии со стандартами родителей, а позже - и общества в целом.

Эти три стадии активно взаимодействуют в процессе становления личности. Дети должны подчиняться принципу реальности, выбирая подходящие время и место для того, чтобы отдаться во власть своего Ид. Им необходимо выполнять моральные требования родителей и собственного формирующегося Суперэго.
 
Социализация, как уже отмечалось, является процессом непрерывным, человек оказывается вовлеченным в нее на протяжении всей своей жизни. В то же время существуют особенности социализации детей и взрослых, для характеристики этих особенностей в социологии введены понятия первичной и вторичной социализации.
 
Первичная социализация (начальная, происходящая в детстве) является наиболее важной для формирования личности, поскольку определяет ее базовую структуру. В качестве "значимых других" (тех, кто эмоционально и технологически реагирует на "мое" поведение, причем реагирует стандартным образом, что создает основу для усвоения стереотип на этом этапе выступают прежде всего родители или лица, их замещающие.
 
Первичная социализация завершается, когда ребенок становится способным к моральному, социальному поведению, т.е. сам осуществляет контроль над собой, который до этого находился в руках других.
 
Вторичная социализация вводит уже социализированного индивида в новые для него сферы социального мира: происходит приобретение и расширение ролевого знания самого разнообразного рода. Вторичная социализация отличается от первичной в целом ряде моментов: вторичная социализация, скорее, изменяет внешнее поведение, в то время как первичная - формирует ценностные ориентации; взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь усваивать их: первичная социализация в большей степени имеет дело с мотивацией, вторичная рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки.
 
Институты и люди, по одиночке и группами, если они способствуют социализации, называются агентами (проводниками) социализации: семья, ровесники, школа, средства массовой информации, армия, церковь, клубы, профессиональные группы и т.д.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015