В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов. Основаниями для федеральной интервенции признаются восстания, массовые беспорядки и т.п.
В Конституции РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Однако есть общее положение, открывающее возможность такого вмешательства – часть 4 статьи 78 Конституции РФ. Конкретными инструментами, способствующими исправлению конституционных норм субъектами РФ, являются согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, право Президента приостановить действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, право на введение чрезвычайного и военного положения на всей территории РФ или ее части. Конституция не устанавливает оснований и порядка использования ВС РФ на территории субъекта РФ в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного порядка. Конституция не устанавливает возможности одностороннего решения вопроса об изменении статуса субъекта и его выходе из состава РФ.
|