Андрагогические принципы обучения (принципы обучения взрослых) –
1) приоритет самостоятельного обучения; в том числе, самостоятельное осуществление обучающимися организации своего обучения;
2) принцип совместной деятельности; речь идет о коллективной деятельности обучающихся и обучающего по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения;
3) опора на опыт; жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опят обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег;
4) индивидуализация обучения; обучающийся совместно с обучающим создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и учитывающую его опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности;
5) системность обучения; соблюдение соответствие целей, содержание, форм, методов и средств обучения;
6) контекстность обучения; обучение, с одной стороны, преследует жизненно важные для обучающего цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой – строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных и бытовых факторов (условий);
7) актуализация результатов обучения; безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков;
8) элективность обучения; предоставление обучающемуся определенной свободы в выборе целей, содержания, форм, методов, источников; средств, сроков, времени, места обучения, способов оценивания результатов обучения;
9) принцип развития образовательных потребностей; во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени усвоения учебного материала и определения тех материалов, без которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения;
10) осознанность обучения; осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
|