Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии приводит к следующим предварительным выводам:
- в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер;
- у большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;
- конфликтов не следует “бояться”, поскольку они закономерны;
- конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей- явление распространенное и обычное;
- к конфликту часто приводит высокий эмоциональный “накал” в общении;
- причиной конфликта может служить утверждение своего “Я”;
- внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
- вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
- прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
- конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
- социальному педагогу необходимы глубокие специальные знания для успешного управления конфликтами среди подростков.
Конфликты могут инициироваться не только объективными, но и субъективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее независимо от педагогического процесса, и что создает потенциальную возможность конфликта. Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития детей, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации.
|