Образование – основная категория педагогики и фундаментальная категория гуманитарного знания, имеющая множество аспектов: процесс и результат овладения человеком системой знаний о мире, обществе, самом себе, способами мышления и деятельности, формирования образа собственной личности; феномен культуры, обеспечивающий ее трансляцию, воспроизводство и изменение; о. или образовательное пространство – совокупность образовательных учреждений, государственной системы управления и общественных объединений, реализующих образовательные программы.
Образование - традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Однако образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в горизонте личности.
Перефразируя Э. Фромма, можно сказать, что образование необходимо человеку не для того, чтобы иметь, а для того, чтобы быть, состояться как личности и жить достойно. Поэтому традиционное понимание образования как овладения учащими знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни в настоящее время переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование как становление человека, oбpeтение им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.
Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.
|