Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, используется с древнейших времен. Означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Существуют научные закономерности, согласно которым у большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Как применить на практике:
- запоминание ряда предметов, представленных в натуре (картинки или модели), происходит легче, лучше, быстрее, чем того же, но в словесной форме (устно или письменно)
- золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступное осязанию – путем осязания
- абстрактные понятия доходят до сознания учеников легче, когда они подкреплены конкретными фактами, примерами и образами
- наглядность должна быть в меру – не нужно рассеивать внимание учеников большим количеством наглядных пособий, это мешает в восприятии главного
- обоснованно применяйте современные средства наглядности: видеозапись, слайды, проекции. Педагог должен знать и уметь в совершенстве пользоваться техническим средствами обучения, методикой их использования.
- используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
|