Исследования установили три группы причин школьных неудач.
1. Социально-экономические — материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное — недостатки в семейной жизни.
2. Причины биопсихического характера — это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.
3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, профессиональные действия учителя — решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к дидактогениям — психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства; Дидактогении — грубый брак в работе учителя.
Исследования называют более конкретно причины неудач в учебе:
жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей;
единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.
Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.
|