Принцип доступности – это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учеников.
Известны классические правила, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
- изучаемый материал нужно распределить по возрастам, в каждом возрасте изучать то, что доступно восприятию. Нет смысла давать высшую математику во 2 классе.
- умы учеников должны быть подготовлены к изучению предмета
- учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития
- в учебе важен оптимальный темп, но такой, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых
- обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, ученики отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. Поэтому устанавливайте оптимальный темп, меняя его по необходимости
- для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учеников, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания
- при изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении – средних и слабых
- важна ясность изложения и речи педагога, избегайте монотонности
- на первом этапе обучения изучайте сначала основное, чтобы усвоить главное, затем при закреплении материала вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное
- повышение работоспособности помогает сделать изучаемые знания более доступными. Ученик привыкает осуществлять более длительную и интенсивную мыслительную деятельность
|