В самом общем виде методы воспитания – это способы достижения цели воспитания.
Методы воспитания – это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, учебной, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности. Прием воспитания – часть метода, отдельное действие (воздействие). Методы и приемы тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных ситуациях, например, беседа – один из основных методов формирования сознания, но может использоваться как методический прием.
Обычно методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных учебных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними педагогическими условиями. Сочетание различных методов позволяет быстрее достигнуть предусмотренный результат в учебной ситуации.
В науке много классификаций методов, например, по направленности их делят на методы: формирования сознания, организации деятельности и стимулирования поведения. Если классифицировать в зависимости от характера, то выделяются три группы: методы убеждения, методы упражнения и методы поощрения и наказания.
Если сравнить эти группы, то можно убедиться во взаимодополняемости классификаций и многомерности воспитательных методов.
Группы методов по направленности:
Методы формирования сознания
|
Методы организации деятельности
|
Методы стимулирования
|
Разъяснение
Внушение
Увещевание
Этический рассказ
Этическая беседа
Диспут
Пример
|
Требование
Приучение
Поручение
Воспитывающая ситуация
|
Поощрение
Соревнование
Наказание
Субъективно-прагматический метод
|
Группы методов по характеру:
Методы убеждений
|
Методы упражнений
|
Методы поощрения и наказания
|
Внушение
Повествование
Инструктаж
Обращение-призыв
|
Поручение
Требование
Показ образцов и примеров
Создание ситуаций успеха
|
Поощрение
Похвала
Замечание
Наказание
Создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики
|
|