Методы упражнений (приучения), или методы организации деятельности воспитанников. Они направлены на формирование единства сознания и поведения. Процесс этот длителен, поэтому и результат применения этих методов отсрочен во времени.
Метод упражнения состоит в многократном повторении требуемого действия. В результате упражнений вырабатываются навыки и привычки – устойчивые формы поведения.
Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений. Существует ряд рекомендаций по применению этой группы методов:
- метод упражнений эффективен только при использовании его с методом убеждений, важно, чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно
- на качество выполнения поручений положительно влияют предъявляемые образцы поведения и примеры для подражания (исторические личности, литературные персонажи, сам педагог)
- при формулировке поручения необходимо определять воспитаннику степень его личной ответственности за выполнение или невыполнение поручения. Причем личная ответственность и стремление хорошо выполнить порученное возрастает, если поручение исходит от значимого, авторитетного человека (педагога, родителя, сверстника)
- важно, чтобы при выполнении принятых обязательств воспитанники испытывали положительные эмоции от сознания выполненного долга и личного успеха
|