Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Образование и педагогика :: Педагогика
Виды, функции и методы контроля учебной деятельности
Заключительным этапом цикла педагогического процесса является проверка (контроль) знаний учащихся. Будучи состав­ной частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения учеников, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задачи. Контроль также должен выявлять уровень развития учеников, сформированность заданных личностных качеств. Последнее составляет трудновыполнимую задачу, основная же функция контроля — проверить и оценить знания.

Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодиче­ский и итоговый. Назначение текущего контроля — проверка усвоения и оценка результатов каждого урока. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по большому разделу. Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Методы проверки знаний:
наблюдение, устный контроль, пись­менная проверка, дидактические тесты, практическая работа.

Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процес­се ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

Устный контроль, как правило, состоит в ответах учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах. На уроках применяются такие его формы: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос. Опытные учителя владе­ют разнообразными техниками опроса, применяя карточки, иг­ры, технические средства.

Письменная проверка характеризуется высокой экономично­стью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно прове­рить знания учащихся. Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать контроль: перфо­карты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.

Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Дидактический тест (тест достижений) — набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3—5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, не­законченные предложения, которые надо закончить. В данном пособии есть примеры таких заданий. См. тексты 6.8, 11.5 и др. Этот тип заданий проверяет знание фактов, понятий, законов — вызывает репродуктивные ответы.

Существуют еще три типа тестовых заданий, проверяющих разные цели-результаты обучения, а именно:
  • умение производить стандартные мыслительные действия на основе знаний (решение задач);
  • умение дать самостоятельную критическую оценку изученного;
  • умение решать новые конкретные ситуации на основе знаний.
Примером последнего задания может служить № 4 из тек­ста 6.8. Преимущества тестового контроля — объективность, так как это отлаженный «прибор», измеряющий уровень усвое­ния по количеству правильных ответов. Тестовый контроль сни­мает субъективизм эксперта-учителя, который имеет место в других методах. Однако наука составления тестов достижений сравнительно молода и требует специальной подготовки и совме­стной работы учителя и специалиста по тестам.

Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют со­бой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составле­ние схем, карт, чертежей, изготовление приборов и пр. Этот метод проверки важен, поскольку удовлетворяет принципу свя­зи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение знаний.

В учебном процессе школы используются все методы провер­ки в указанных выше формах, а также на экзаменах и зачетах. В настоящее время многие школы применяют зачетную систему в старших классах. Зачеты стимулируют более ответственную, глубокую подготовку учащихся, однако при этом ослабляется текущий контроль, что отрицательно сказывается на система­тичности в работе учащихся.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015