Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Образование и педагогика :: Психология
Место психологин в системе наук
Человек в качестве предмета исследова­ния может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носи­тель сознания. При этом каждый человек неповторим и об­ладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучаю­щих человека. Психология как область гуманитарного, ант­ропологического знания тесно связана со многими наука­ми. Она занимает промежуточное положение между фило­софскими, естественными, социальными и техническими науками.
Прежде всего необходимо остановиться на рассмотре­нии взаимосвязи психологии и философии. Став самостоя­тельной наукой, психология сохранила тесную связь с фи­лософией. Сегодня существуют научные проблемы и поня­тия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоз­зрение, политические взгляды, моральные ценности, сущ­ность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др.
Долгое время существовало принципиальное разде­ление философии на материалистическую и идеалисти­ческую. Чаще всего это противопоставление носило ан­тагонистический характер, т.е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций. Для психоло­гии оба эти основные течения философии имеют одина­ковую значимость: материалистическая философия явилась базой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций, идеалис­тическое направление дало возможность изучения таких понятий, как, например, ответственность, смысл жизни, совесть, духовность. Следовательно, использование в психологии обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.
Другой наукой, которая так же, как и психология, изу­чает проблемы, связанные с личностью и обществом, явля­ется социология, которая заимствует из социальной психо­логии методы изучения личности и человеческих взаимоот­ношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические при­емы сбора информации, например опрос и анкетирование. Есть проблемы, которые совместно изучают психологи и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, пси­хология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных ус­тановок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Разви­ваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого об­щества.
Еще одной наукой, тесно связанной с психологией, яв­ляется педагогика, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности лич­ности.
Психология тесно связана с историей. Одним из при­меров глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших пси­хических функций человека, разработанная Л.С. Выгодс­ким, суть которой заключается в том, что главные исто­рические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным факто­ром, который значительно продвинул вперед фило- и он­тогенетическое развитие людей. Другим, не менее извес­тным примером взаимосвязи истории и психологии явля­ется использование в психологии исторического метода, суть которого состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо просле­дить его фило- и онтогенетическое развитие от элемен­тарных форм к более сложным. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики челове­ка, необходимо проследить их развитие у детей. Таким образом, мнения психологов и историков сходятся в том, что современный человек с его психологическими каче­ствами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.
Отличительной особенностью психологии является ее связь не только с общественными, но и с техническими нау­ками. Это обусловлено тем, что человек является непосред­ственным участником всех технологических и производствен­ных процессов. Психологическая наука рассматривает че­ловека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследованиях психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек-машина». Благодаря исследованиям психологов создаются образцы техники, ко­торые учитывают психические и физиологические возмож­ности человека.
Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Эта связь обусловлена двой­ственной природой человека — как социального, так и биологического существа. Большинство психических яв­лений и, прежде всего, психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания в области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо из­вестны факты психосоматического и соматического вза­имовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние человека отражается на его фи­зиологическом состоянии, и наоборот, различные забо­левания, как правило, сказываются на психическом со­стоянии больного. С учетом этого, в современной меди­цине активное развитие получили методы психотерапев­тического воздействия.
Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверж­дать, что везде, где задействован человек, есть место и пси­хологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической дея­тельности привели к возникновению разнообразных отрас­лей психологии.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015