Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Образование и педагогика :: Психология
Объективные методы психологии
Методологической основой объективных методов пси­хологии является принцип единства сознания и деятельно­сти.

К этой группе относятся следующие методы:
 
наблюдение (сплошное, выборочное);
эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);
анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);
опрос (анкетирование, беседа, интервью);
математическое моделирование и статистический анализ.
 
Наблюдение - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения челове­ка с целью его последующего анализа и объяснения. На­блюдение должно быть избирательным, плановым и си­стематическим, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.

Эксперимент
- один из основных методов психоло­гии. Статус самостоятельной науки психология приоб­рела благодаря появлению экспериментальных методов. С.Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особеннос­ти эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюде­ния, при котором наблюдатель не может активно вме­шиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может варьи­ровать, изменять условия протекания и проявления изу­чаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попере­менно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьиро­вать также и количественное соотношение условий, до­пускает математическую обработку полученных в иссле­довании данных.
Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, есте­ственный и формирующий.
 
Лабораторный эксперимент проводят в специально со­здаваемых и контролируемых условиях, как правило с при­менением специальной аппаратуры и приборов.
Идея проведения естественного эксперимента принад­лежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому (1874-1917). Суть его заключается в том, что исследователь ока­зывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Например, педагог имеет воз­можность варьировать содержание, формы, методы обуче­ния в параллельных классах или студенческих группах и срав­нить результаты.

Формирующий эксперимент
это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Его еще называют преобразую­щим, созидательным, обучающим методом или психолого-педагогическим методом активного формирования психи­ки. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты экс­перимента позволяют подтвердить, уточнить либо отверг­нуть предварительно разработанную модель воздействия на личность или группу людей.

Тестирование
т лат. test - проба, проверка)метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (те­сты), имеющие определенную шкалу значений. Применя­ется для распознавания или оценки состояний, особеннос­тей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д. Результат выпол­нения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: воз­растные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии - тестология, представляю­щая собой теорию применения и создания тестов. Разра­ботка в настоящее время научно обоснованного психологи­ческого теста - дело трудоемкое и длительное.

Анализ продуктов деятельности
исходит из общей пред­посылки о связи внутренних психических процессов и вне­шних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологи­ческих особенностях ее субъекта или субъектов. Специфи­ческой формой метода анализа результатов деятельности является графология. Психологи установили, что харак­теристики почерка связаны с определенными психологи­ческими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Кон­тент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфи­ческие характеристики литературных, научных, публицис­тических текстов, а затем на их основе определять психоло­гические характеристики автора.

Опрос
используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в оп­росе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специ­альные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т.д. При анкетировании опрос проводится пись­менно с использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что в таком опросе одновременно может участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны и про­анализированы. Во время беседы происходит непосред­ственное взаимодействие исследователя с респонден­том (или опрашиваемым). Важнейшее условие успешнос­ти беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследова­тель должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Математический метод
используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогатель­ное средство повышения надежности, объективности, точ­ности получаемых данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015