Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Занятия включают чередование различных видов музыкальной деятельности. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой. Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.
Аналогичен процесс обучения ритмике - в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные ее элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством (богатой образной речью, всеми методами работы, хорошо знал своих воспитанников, умел ярко и эмоционально исполнить произведения). Для музыкального развития детей применять только методы показа и разъяснения недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.
На занятии важно соблюдать дозировку заданий, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.
Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой, но на занятиях необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый – доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.
Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.
Условия для проведения занятий:
1. Весной, летом, осенью – проветриваемая фрамуга в зале.
2. Чешки у детей и воспитателя.
3. Дети сидят справа от музыкального руководителя. 1 ряд – дети «гудошники», недисциплинированные, 2 ряд – дети с неустойчивой интонацией, 3 ряд - «звезды».
4. Атрибуты и пособия необходимо заранее приготовить и разложить.
5. До занятия важно у детей сформировать интерес к занятию и эмоционально настроить.
Регламент музыкальных занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
1 младшая группа: 10 – 15 мин.
2 младшая группа: 15 - 20 мин.
Средняя группа: 20 - 25 мин.
Старшая группа: 25 - 30 мин.
Подготовительная группа: 30 – 35 мин
|