Цель применения музыкально-дидактических игр (МДИ) и пособий:
- развивать музыкальные способности;
- помочь детям разобраться в доступной игровой форме в средствах музыкальной выразительности.
Значение МДИ:
- обогащают музыкальные впечатления детей;
- развивают личностные качества: инициативность, самостоятельность, ответственность, товарищество;
- открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.
Требования к МДИ:
- МДИ должны быть просты, доступны, интересны, должны побуждать к пению, танцам, слушанию музыки;
- МДИ должны содержать определенные правила, игровые действия или сюжет;
- МДИ должны быть использованы во всех видах музыкальной деятельности.
Где могут использоваться музыкально-дидактические игры?
- на занятиях;
- в повседневной жизни (в развлечениях, на прогулке);
- на праздниках;
- в самостоятельной деятельности.
Оформление:
Музыкально-дидактические пособия применяются, чтобы наглядно что-то проиллюстрировать (карточки, картинки с передвижными деталями, игрушки и т.д.). Они должны быть яркими, красочными, точно соответствовать содержанию игры. Дети сами могут принимать участие в изготовлении пособий (вырезать кружочки, приклеивать фланель).
Роль воспитателя в проведении МДИ. Воспитатель продумывает программное содержание МДИ, четко определяет задачи, сам участвует в игре, направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, обеспечивает доброжелательные отношения между участниками. Он должен хорошо знать песенный репертуар, МДИ, объем знаний, умений, навыков. Поэтому в начале учебного года музыкальный руководитель намечает план работы совместно с воспитателем, а в течение года консультирует его.
Воспитатель может сам разрабатывать варианты знакомых детям игр и создавать новые - полезные и увлекательные.
МДИ и самостоятельная деятельность детей. В наше время увеличивается ассортимент озвученных игрушек, МДИ типа «Музыкальное домино», «Музыкальное лото». Игры организуются под руководством воспитателя. Детям предоставляется самим выбрать игру, распределить роли, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.
Виды МДИ:
1. Настольные, подвижные, хороводные (за основание этой классификации взято различие игровых действий детей).
2. Игры на основании видов музыкальной деятельности.
3. Сюжетные и несюжетные.
4. МДИ на развитие звуковысотности, ладового чувства, чувства ритма, тембрового и динамического слуха, на развитие представлений о жанрах, на закрепление музыкального материала.
|