Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Образование и педагогика :: Теория и методика музыкального воспитания
Характеристика и классификация музыкальных инструментов
В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов - народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.
Народные духовые музыкальные инструменты: свистулька, свирель, флейта, жалейка, волынка, кларнет, гобой, русский рог, пастуший рожок.
Современные духовые музыкальные инструменты симфонического оркестра делятся на две группы: деревянные (флейта, кларнет, фагот, гобой) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).
Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты. В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т.д. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки).
Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Лютня, гусли, цитра, домра, балалайка, гитара, мандолина - это струнные щипковые музыкальные инструменты.
Другой способ звукоизвлечения - смычком - положил начало возникновению струнных смычковых инструментов. Эти инструменты  составляют основную группу инструментов современного симфонического оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Особая группа инструментов - клавишные: клавесин, клавикорды, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в оркестрах.
Существуют инструменты клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян.
Поистине королем всех инструментов является орган. Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент, обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр.
Среди детских музыкальных инструментов и игрушек, применяемых в работе с детьми, есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.
Ударные инструменты и игрушки разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. На этих инструментах можно подбирать любую мелодию. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, - с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой - более приглушенный, мягкий.
Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
Струнные музыкальные инструменты и игрушки - это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.
Клавишные детские инструменты-игрушки - это пианино и рояль.
Клавишно-язычковые - аккордеон, гармонь, баян.
Беззвучные игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т.д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.
Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие настройки, ремонта, приведены в порядок до начала занятий.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015