Аккомпанеме́нт - музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.
Акко́рд - созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно.
Акт - относительно завершенная часть театрального представления (оперы, балета и т.д.), отделяемая от другой такой же части перерывом - антрактом.
Анса́мбль - 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.
Антра́кт - 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого.
А́рия - вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра и обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы.
Бале́т - крупный музыкально-хореографический жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки.
Балла́да - литературно-поэтический жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого.
Барито́н - мужской голос среднего между басом и тенором регистра.
Бас - 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).
Были́на - произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Б. носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи.
Вальс - танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. В. танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, темп различный - от очень медленного до самого быстрого.
Вариа́ции - музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.
Вокали́з (от лат. vox - голос) - музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение.
Вока́льная му́зыка - музыка для пения - сольного, ансамблевого или хорового с аккомпанементом или без него.
Вступле́ние - начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.
Гаво́т - старинный французский танец народного происхождения.
Гармо́ния - одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию.
Гимн - торжественное хвалебное песнопение.
Деклама́ция - художественное чтение стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере.
Дивертисме́нт - музыкальное произведение, построенное наподобие сюиты, состоящее из нескольких разнохарактерных, преимущественно танцевальных номеров.
Дина́мика - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования.
Драматурги́я - литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы.
Духово́й орке́стр - оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Д. о. отличается мощной, яркой звучностью.
Духовы́е инструме́нты - инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Д. и. разделяются на медные и деревянные. К числу Д. и. принадлежит также орган.
Дуэ́т - оперный или камерный ансамбль двух участников.
Жанр - 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (напр., Ж. эпический, комический), природе сюжета (напр., Ж. исторический, мифологический), составу исполнителей (напр., Ж - оперный, балетный, симфонический, вокальный (см.), инструментальный), обстоятельствам исполнения (напр., Ж. концертный, камерный (см.), бытовой), особенностям формы (напр., Ж. романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т.д.
Запе́в - начало хоровой песни, исполняемое одним певцом - запевалой.
Импровиза́ция - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению.
Ка́мерная му́зыка - музыка для солирующих инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.
Кано́н - род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией.
Кантиле́на - широкая певучая мелодия.
Кварте́т - оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.
Квинте́т - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.
Компози́тор - автор музыкального произведения.
Компози́ция - 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение.
Контра́льто - самый низкий женский голос, то же, что в хоре альт.
Конце́рт - 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии.
Кульмина́ция - момент высшего напряжения в музыкальном развитии.
Купле́т - повторяемая часть песни.
Мазу́рка - польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда синкопированным ритмом; размер 3/4.
Марш - жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.
Ме́дные духовы́е инструме́нты - духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба.
Мело́дия - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Менуэ́т - старинный французский придворный танец.
Ме́ццо-сопра́но - женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто.
Моти́в - 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.
Музыка́льная дра́ма - первоначально то же, что опера. В распространенном значении - один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.
Ноктю́рн - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.
Но́мер - наименьший, относительно законченный, допускающий отдельное, самостоятельное исполнение эпизод оперы, балета или оперетты.
О́да - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще вокального) торжественного хвалебного характера.
О́пера - синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов - арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров. О. делится на акты и картины.
Опере́тта - театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIII века.
Орато́рия - крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором, солистами-певцами и оркестром. В основе О. лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской.
Орга́н - самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. О. представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра.
Орке́стр - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля некоторые партии в О. исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов О. разделяются на симфонические, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и т.д. Оперный О. так же, как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов - групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).
Па́ртия - часть музыки ансамбля, оперы и т.д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.
Пе́сня - основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для П. характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления. Народная П., отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, основной источник музыкального искусства. В развитии народной П. и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским композиторам-классикам. В их произведениях П. широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом. В узком смысле П. - небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.
Подголо́сок - более или менее самостоятельная мелодия, сопровождающая в многоголосной музыке основной напев.
Припе́в - часть песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета.
Проло́г - вступительная часть в драме, романе, опере и т.д., вводящая в повествование; иногда П. знакомит с событиями, предшествовавшими изображаемым.
Речитати́в - музыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере, отличающаяся большим ритмическим разнообразием и свободой построения.
Ритм - организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером.
Рома́нс - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента. Вокальная мелодия Р. нередко включает элементы речитатива.
Ро́ндо - форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).
Серена́да - первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем - произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии С. - название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.
Симфо́ния - монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIII века. С., как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов.
Со́ло - самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель С. - солист.
Сона́та - 1. В XVII веке - название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIII века - название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому.
Сопра́но - самый высокий женский голос. С. подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.
Стиль (в музыке) - совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.
Стру́нные инструме́нты - инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения С. и. делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники, см. чембало) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).
Те́ма музыка́льная - основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии.
Тембр - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.
Темп - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Т. обозначается словами: очень медленно - ларго (largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante), умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро - престо (presto).
Те́нор - высокий мужской голос. Т, подразделяется на лирический и драматический.
Три́о - 1. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 2. Средний раздел в марше, вальсе, менуэте, скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.
Увертю́ра - оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею.
Уда́рные инструме́нты - музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. У. и. бывают: 1) с определенной высотой звука - литавры, колокола и колокольчики, челеста, ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты - тамтам, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и т.д.
Фанфа́ра - трубный сигнал, обычно праздничного торжественного характера.
Фина́л - заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета.
Фолькло́р - совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.
Фо́рма музыка́льная - 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения или Ф. в узком значении. 2. Ф. в узком значении - исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Ф. трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также Ф. построения сюитного, сонатного и симфонического (см.) циклов.
Фрагме́нт - отрывок чего-либо.
Фра́за - в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами).
Хор - 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен.
Экспре́ссия в музыке - повышенная выразительность.
Эле́гия - пьеса печального, задумчивого характера.
Эпизо́д - небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления.
|