Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Металлургия, машиностроение и материалообработка :: Сварщик :: Контроль качества сварных соединений
Трещины сварного соединения
Трещина сварного соединения – это дефект сварного соединения в виде разрыва в сварном шве и  прилегающих к нему зонах.
Трещины подразделяются:
- продольные;
- поперечные;
- разветвленные;
- сетка трещин.
Продольная трещина сварного соединения – это трещина, ориентированная параллельно продольной оси сварного шва.
Поперечная трещина сварного соединения – это трещина, ориентированная перпендикулярно продольной оси шва.
Разветвленная трещина сварного соединения – это трещина сварного соединения, имеющая ответвления в различных направлениях.
Сетка трещин на сварном соединении – это группа пересекающихся трещин сварного соединения.
Трещины могут быть наружными и внутренними, и образовываться в металле шва, околошовной зоне.
 Поверхности трещин, выходящих наружу шва, обычно окрашены в цвета побежалости, т.к. покрыты тонкой пленкой окислов.
Поверхность трещин, не выходящих наружу, имеет серо-белый цвет без металлического блеска, что обусловлено отсутствием окисляющего действия воздуха на металл.
В зависимости от температуры образования трещины подразделяются на горячие и холодные.
Горячие трещины появляются в процессе кристаллизации металла шва при температуре 1100-1300˚. Их образование вызывается наличием полужидких прослоек между кристаллами наплавленного металла шва в конце его затвердевания и действия в нем растягивающих усадочных напряжений. Повышенное содержание в металле шва углерода, кремния, водорода и никеля также способствует образованию горячих трещин. Они обычно расположены внутри шва и их трудно увидеть.
Холодные трещины возникают при температурах 100-300˚ в легированных сталях и при нормальных температурах – в углеродистых сталях сразу после остывания шва или через длительный промежуток времени. Основная причина их образования – значительные напряжения, возникающие в зоне сварки и при распаде твердого раствора, и скопление под большим давлением молекулярного водорода в пустотах, имеющихся в металле шва. Холодные трещины выходят на поверхность шва и хорошо заметны.
Трещины в подавляющем большинстве случаев являются недопустимым дефектом, т. к. могут послужить причиной хрупкого, усталостного и коррозионного разрушения конструкции или детали в процессе изготовления, а также эксплуатации.
Образование трещин в процессе сварки объясняется совместным действием ряда факторов:
1.    Химический состав, теплофизические свойства, структура металла и способ выплавки свариваемой стали.
Чем больше углерода и вредных примесей в свариваемой стали, тем вероятнее образование трещин.
2.    Режим сварки, определяющий процесс нагрева и охлаждения изделия при сварке. Правильным является применение таких тепловых режимов, когда гарантируют наиболее равномерное распределение температуры по сечению свариваемых элементов и замедленное охлаждение, тем самым обуславливая уменьшение напряжений.
3.     Толщина металла и конструкции соединения. По мере увеличения толщины свариваемого металла, вероятность образования трещин увеличивается.
4.     Температура окружающей среды.  Чем выше температура окружающей среды, тем равномернее температурное поле, меньшая скорость охлаждения и меньше величина собственных напряжений.
При сварке на морозе быстрый отвод тепла от зоны сварки способствует образованию трещин. Трещины, выходящие на поверхность шва, обнаруживаются просвечиванием рентгеновскими или гамма-лучами, проверкой швов ультразвуком, при разрушении шва по его излому или по макро- и микрошлифам.
Крупные трещины в швах ликвидируют путем их заварки. Предварительно сверлят сквозные отверстия на расстоянии 40-50 мм от каждого конца трещины, чтобы предупредить ее дальнейшее распространение. Затем пневматическим зубилом, газовым резаком для поверхностной резки или воздушно-дуговым резаком производят  x-образную разделку трещины, защищают ее кромки от шлака и заваривают обратноступенчатым способом. Иногда перед сваркой металл в конце трещины нагревают газовой горелкой до температуры 160-200˚ с тем, чтобы шов и нагретые участки остывали одновременно. Это позволяет избежать появления остаточных напряжений на концах шва. Швы с внутренними мелкими трещинами полностью вырубают или выплавляют и заваривают вновь.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015