Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов :: Мастер по лесному хозяйству :: Охрана и защита леса :: Лесные пожары
Создание системы противопожарных барьеров
Создание системы противопожарных барьеров должно иметь целью разделение пожароопасных хвойных лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разной величины.
 
Крупные пожароопасные массивы хвойных древостоев (кроме лиственничных) в лесах первой и второй групп (исключая особо защитные и притундровые леса), а также освоенные участки лесного фонда, переданные в аренду или концессию лесопользователям, в лесах третьей группы должны разделяться на блоки площадью от 2 до 12 тыс. га, в зависимости от степени пожарной опасности и интенсивности ведения лесного хозяйства.
 
Если для ограничения блока естественных барьеров и искусственных разрывов недостаточно, то должны быть устроены дополнительные разрывы с дорогами на них, а вдоль этих разрывов созданы полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород с таким расчетом, чтобы дополнительные барьеры вместе с имеющимися составляли замкнутое кольцо вокруг ограниченного блока.
 
Дороги, имеющиеся и дополнительно устроенные на барьерах, должны иметь выходы в общую дорожную сеть.
 
Устройство (разрубка) дополнительных противопожарных разрывов и требования к ним (ширина разрыва, площадь блока в зависимости от высоты древостоя, группы и категории защитности и других особенностей) устанавливаются проектом противопожарного устройства.
 
В качестве противопожарных барьеров, ограничивающих указанные блоки, в первую очередь, должны быть использованы имеющиеся на территории лесного фонда естественные барьеры (большие озера и реки с широкими затопляемыми долинами, участки леса с преобладанием лиственных пород), а также искусственные разрывы в виде трасс железных и автомобильных дорог, линий электропередач, трубопроводов и т.п.
 
По обеим сторонам указанных разрывов должны быть созданы полосы, где это возможно по лесорастительным условиям, в порядке направленных рубок ухода за лесом, а на вырубках - искусственным путем или регулированием естественного возобновления - полосы шириной 50...60 м из древостоев с преобладанием лиственных пород (не менее 7 единиц состава). Общая ширина барьера (заслона) - 120...150 м.
 
Барьеры (заслоны) служат преградой распространению верховых и низовых лесных пожаров, а также опорными линиями при работах по локализации действующих очагов.
 
В горных лесах полосы из древостоев лиственных пород или с их преобладанием, а также из хвойных древостоев следует создавать по широким плоским водоразделам и долинам, на склонах (преимущественно южных и западных) - поперек горизонталей, вверх по лощинам и ложбинам к водоразделам. Устройство минерализованных полос на склонах не рекомендуется во избежание развития эрозионных процессов.
 
В случаях, когда по лесорастительным условиям создание полос из древостоев с преобладанием лиственных пород невозможно, хвойные древостои на полосах шириной 120...150 м с каждой стороны разрыва (трассы дороги, линии электропередач, трубопроводов и т.п.) должны быть тщательно очищены от древесного хлама, хвойного подроста и пожароопасного подлеска. У деревьев хвойных пород, начиная со 2 класса возраста, по возможности должны быть обрублены нижние ветви на высоте до 1,5...2 м.
 
Со стороны полосы, обращенной к лесу, из древостоя с преобладанием лиственных пород, должна быть проведена минерализованная полоса шириной 1,4 м, а в случаях, если полоса прилегает к участкам, отнесенным к 1 и 2 классам природной пожарной опасности, - две минерализованные совмещенные полосы на расстоянии 5...10 м одна от другой.
 
Полосы из хвойных древостоев отграничивают от прилегающего леса и разделяют в продольном направлении через каждые 20...30 м минерализованными полосами шириной 1,4 м.
 
Противопожарные барьеры (заслоны) необходимо систематически очищать от сухостоя, хвойного подроста, пожароопасного подлеска и валежника, а минерализованные полосы в пределах барьеров ежегодно подновлять.
Хвойные массивы внутри крупных блоков, в зависимости от их ценности, интенсивности хозяйства и степени опасности появления источников огня, в свою очередь, должны быть разделены аналогичными барьерами (заслонами) на блоки площадью от 400 до 1600 га, для чего, в первую очередь, следует использовать имеющиеся естественные и искусственные барьеры (реки, озера, лиственные древостои, дороги, просеки и т.д.). При этом полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород по обеим сторонам железных, шоссейных и других автомобильных дорог широкого пользования следует создавать шириной 30...50 м, а вдоль других разрывов, в том числе и квартальных просек, - шириной 10...15 м с каждой стороны.
 
Крупные участки хвойных молодняков естественного и искусственного происхождения в лесах зеленых зон и других, отнесенных к первой группе (кроме притундровых защитных полос), при наличии экономических возможностей рекомендуется разделять на блоки площадью 25 га. При этом, в качестве разграничивающих блоки барьеров (заслонов), следует прокладывать минерализованные полосы или дороги противопожарного назначения, по обеим сторонам которых, закладывая культуры или в порядке регулирования естественного возобновления, создавать полосы шириной 10 м из лиственного молодняка и кустарников. По мере роста хвойных древостоев деревья лиственных пород следует оставлять лишь во 2-м ярусе или в подлеске.
 
Вокруг поселков, расположенных вблизи хвойных лесов естественного или искусственного происхождения, должны быть созданы в порядке рубок ухода за лесом или искусственным путем пожароустойчивые опушки шириной не менее 150 м из древостоев лиственных или с преобладанием лиственных пород. По границам таких опушек с внешней и внутренней (к лесу) стороны должны быть проложены минерализованные полосы шириной не менее 2,5 м.
Если по лесорастительным условиям создать опушки с преобладанием лиственных пород не представляется возможным, то на полосе хвойного леса шириной 250...300 м, прилегающей к поселку, необходимо полностью убрать валежник, подрост хвойных пород и пожароопасный подлесок, обрубить у хвойных деревьев сучья на высоту до 2 м, и проложить по этой полосе в продольном направлении минерализованные полосы через каждые 50 м.
Наряду с созданием противопожарных барьеров (заслонов), расчленяющих хвойные массивы на изолированные друг от друга блоки, в качестве барьеров, препятствующих распространению низовых пожаров, и опорных линий для локализации действующих очагов необходимо устраивать внутри блоков защитные минерализованные полосы.
 
Указанные полосы следует устраивать в лесу вокруг площадей, занятых постройками, лесными культурами, ценными хвойными молодняками естественного происхождения, вдоль дорог, проходящих в хвойных древостоях (если эти дороги находятся в ведении лесхозов), в лиственных насаждениях - как продолжение минерализованных полос, созданных на противопожарных барьерах в хвойных древостоях, а также в других местах, где это необходимо.
Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации минерализованные полосы должны создаваться на лесосеках с оставленными на пожароопасный сезон лесопродукцией или порубочными остатками и вокруг лесосек, вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог, на сельскохозяйственных угодьях по границе с лесом (в период сжигания стерни и остатков соломы), вокруг расположенных на территории лесного фонда складов лесоматериалов, пиломатериалов, живицы и пр., а также вокруг других пожароопасных объектов.
 
В районах, где существуют условия для возникновения и развития почвенно - торфяных пожаров (разнотравные, вейниковые, осоковые и травяно - болотные типы леса, которые следует относить ко 2 классу природной пожарной опасности), необходимо предусмотреть:
  • создание противопожарных барьеров в лесных массивах с недостаточно развитой дорожной сетью. Основу заслона составляет дорога, окаймленная системой минерализованных полос. Напочвенный покров в таком заслоне ежегодно выжигают ранней весной или обрабатывают гербицидами;
  • прокладку по квартальным просекам дороги (типа зимника) шириной, достаточной для проезда обычного транспорта или вездехода. Такие дороги после прохода машин могут служить в качестве опорных полос для борьбы с пожарами.
В районах интенсивных лесозаготовок в качестве препятствий распространению низовых лесных пожаров и опорных линий при их локализации может быть широко использована имеющаяся сеть лесовозных дорог, которые следует поддерживать в состоянии, пригодном для проезда.
 
Минерализованные полосы следует устраивать в дополнение к сети дорог для образования замкнутых контуров.
 
Противопожарные минерализованные полосы прокладывают бульдозерами, тракторными почвообрабатывающими орудиями, а при необходимости широких полос - выжигая напочвенный покров между двумя минерализованными полосами, проложенными почвообрабатывающими орудиями. При наличии соответствующих почвенных условий и хозяйственной целесообразности защитные противопожарные полосы можно создавать также посевом на них огнестойких растений (картофель, люпин и др.).
 
Ширину полос и способы их создания устанавливают с учетом возможного характера и интенсивности распространения пожаров, почвенных и лесорастительных условий и наличия необходимых машин и орудий.
Противопожарные канавы устраивают в целях защиты особо ценных лесных участков от перехода на них подземных (почвенных) пожаров с соседних площадей, опасных в пожарном отношении.
Канавы устраивают с помощью канавокопателей или экскаваторов глубиной до минерализованного слоя или уровня грунтовых вод.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015