Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Творческая и исполнительская деятельность :: Клякса, как ассациотивное формообразование и цветовосприятие
Символика цвета
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.
Символическое восприятие цвета с полным правом можно отне­сти к очень сложной субъективной составляющей художественно­го творчества. Каждая культура создавала свой цветовой и образ­ный язык. Этот язык совершенствовался, развивался и угасал вмес­те с той культурой, в недрах которой он возник. Но угасание не означало полную смерть. Другие культуры вырастали, впитывая традиции старых, перенимая древние образы и символы. Смысл этих символов, удаляясь от истоков их возникновения, трансфор­мировался, терял драматизм. Чтобы вскрыть механизмы формиро­вания символического смысла того или иного цвета, стоит обра­титься к истории развития древних народов.
На этапе зарождения культуры цвет не существовал как абст­рактное понятие, которым при необходимости можно было пользоваться, например, в речевой практике. Цвет был неотделим от объекта-носителя, от его мифологического или религиозного значения. Абстрактное мышление человека, развиваясь, отделяло цвет от предмета-носителя, оставляя его символическую ауру.
Кроме наглядно чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые – «цветовые метафоры». Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Красный — самый сильный по воздействию на зрителя цвет. Символически традиции его восприятия восходят к двум магичес­ким образам — огня и крови. Оба образа амбивалентны, выражают одновременно агрессию и непостижимость для древнего человека сущности огня и крови.
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.
Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015