Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.
Символическое восприятие цвета с полным правом можно отнести к очень сложной субъективной составляющей художественного творчества. Каждая культура создавала свой цветовой и образный язык. Этот язык совершенствовался, развивался и угасал вместе с той культурой, в недрах которой он возник. Но угасание не означало полную смерть. Другие культуры вырастали, впитывая традиции старых, перенимая древние образы и символы. Смысл этих символов, удаляясь от истоков их возникновения, трансформировался, терял драматизм. Чтобы вскрыть механизмы формирования символического смысла того или иного цвета, стоит обратиться к истории развития древних народов.
На этапе зарождения культуры цвет не существовал как абстрактное понятие, которым при необходимости можно было пользоваться, например, в речевой практике. Цвет был неотделим от объекта-носителя, от его мифологического или религиозного значения. Абстрактное мышление человека, развиваясь, отделяло цвет от предмета-носителя, оставляя его символическую ауру.
Кроме наглядно чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые – «цветовые метафоры». Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Красный — самый сильный по воздействию на зрителя цвет. Символически традиции его восприятия восходят к двум магическим образам — огня и крови. Оба образа амбивалентны, выражают одновременно агрессию и непостижимость для древнего человека сущности огня и крови.
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.
Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
|