Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Творческая и исполнительская деятельность :: Клякса, как ассациотивное формообразование и цветовосприятие
Психология восприятия цвета
Казалось бы, что очевидным является суждение о том, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром.
Диалог между зрителем и произведением искусства — это не только обмен визуальной информацией, но и попытка войти в эмоциональный    контакт   — возможно, даже очень сильно повлиять на психологическое состояние зрителя. И. Иттен швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог (Рисунок 1), (Рисунок 2).  В своей книге – «Искусство цвета» пишет, что «наибольшее значе­ние для создания художествен­ного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием; меж­ду тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в сознании человека». Необходи­мо понять, что же это за тон­чайший инструмент эмоционального воздействия — цвет. Эмоциональная   реакция   зрителя   напрямую   зависит   от   сложного комплекса устойчивых и неустойчивых ассоциаций, устойчивые ассоциации вызываются цветом у большинства людей — независи­мо от возраста, пола, социального положения, культурных тради­ций и жизненного опыта.[1]
Психология восприятия цвета.
Красный цвет означает «стоп», а зеленый – «идите».  Невеста – в белом, а черный – цвет траура и печали. Счастливый все видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы… отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов. С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета – это  излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.
Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив. Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий.
Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.
Цветовые предпочтения.
По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и др. Чистые и яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, такие как дети, молодежь, а также открытые прямые натуры. Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с тонкой нервной организацией, подчас с достаточно утомленной нервной системой.


[1] Иттен И. Искусство цвета – М ., «М.Д. Аронов», 2004г.
 

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015