Для применения цвета в обучении студентов необходимо рассмотреть основные понятия, функции, символику и психологию цвета.
Природа цвета может рассматриваться с разных позиций; область проблем, изучаемых Цветоведением как наукой о цвете, лежит на пересечении оптики, химии, физиологии и психологии.
· Физики изучают цвет как сложное волновое явление. Измерение и классификация цветовых волн, проблемы прямого и отраженного цветов тоже принадлежат области физических исследований.
· Химики изучают пигменты и цветные материалы, проблемы прочности и светостойкости.
· Современные технологии предлагают широкий спектр цветовоспроизводящих устройств, но все эти технологии не полноценно передают цвет.
Проблема максимально точной передачи цвета от замысла до технологического воплощения — это вопрос не только практической оптики, но и химии.
· Физиологи изучают различные аспекты воздействия света и цвета на зрительный аппарат человека.
· Психологию интересует влияние цвета на психику и эмоциональное состояние человека. Отдавая должное совокупности всех проблем и аспектов изучения, художник в большей степени обращается к субъективному в восприятии цвета.
Структура восприятия цвета сложна и включает в себя несколько смысловых слоев. Цветовое решение зрительного образа соединяет символическое и психологическое, объективное и субъективное в единое целое, и это целое порой трудно передать словесно. Одно и то же произведение искусства, одна и та же цветовая композиция, преломляясь в сознании разных зрителей, находят свое особенное прочтение, свой еле уловимый нюанс. Истинному таланту свойственно балансировать на тончайшей грани между хаосом неуправляемого интуитивного и стройной, почти математической логикой принципов гармонизации цвета.
Путь развития творческого мышления предполагает в первую очередь формирование представления о неразрывном единстве всех составляющих восприятия цвета. Невозможно проигнорировать что-либо, посчитав, что если вы не используете, к примеру, исторические и культурные аспекты восприятия цвета, то они автоматически будут исключены из контекста цветового решения. Скорее всего, процесс просто выйдет из-под контроля; в лучшем случае цветовое решение будет слабым, в худшем — диалога между зрителем и автором посредством цвета не получится, главная цель не будет достигнута. Так, например, в европейской традиции зеленый цвет — это цвет естественной окружающей среды, он создает образ покоя без излишней пассивности, символизирует молодость и начало жизни.
|