Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Творческая и исполнительская деятельность :: Клякса, как ассациотивное формообразование и цветовосприятие
Цветовое воздействие на человека
Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и, прежде всего, — мышление. Речь не об информационной, а — энергетической стороне цветового воздействия, и тем самым, не о содержании мыслительного процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках.
Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир – это комбинация световых пятен разной яркости и цвета. Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной. Таким образом, предметы с помощью цвета связаны с нашим душевным и функциональным состоянием. И наиболее интересно то, что эта связь минует на своем пути сознание.
Действительно, цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
У истоков культуры цвет был равноценен слову. Цветовой образ является аналогом высказывания, т.е. допускает закономерную «проекцию» содержания в категориальную систему развитых форм значений, в том числе вербальных. Отсюда, «язык цвета» сопоставим с речью, и обладает ее функциями: коммуникативной, номинативной, выразительной и побудительной.
Одним из важнейших положений этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.
Цвет используется в профессиональной деятельности художниками, дизайнерами, полиграфистами, светотехниками, химиками, музыкантами, геологами, работниками кино и телевидения, фотографами, модельерами, медиками и конечно, психологами. Это не просто интересная проблема, но и одно из условий решения конкретных практических задач. Исходя из этого, работая над темой – клякса, как ассациотивное формообразование и цветовосприятие для применения в декоративной трансформации форм живой природы я хотела раскрыть ассоциативные восприятия формы, возможности цвета и его определённые функции. 
  • важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность.
  • информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством.
  • психология цвета как средство психодиагностики и терапии. Причем в данном случае это поможет выявлению психологического климата в группе.
  • Ассоциотивное восприятие формы – кляксы.
На этом возможности применения цвета не заканчиваются, однако, несмотря на это, существует множество аспектов, которые на сегодняшний день недостаточно изучены, хотя обладают огромным потенциалом.
При написании этой работы я опиралась на труды различных ученых.
Физиологией восприятия цвета занимались, например, Ч.А.Измайлов, Е.Н.Соколов, А.М. Черноризов. Еще в работах И.В. Гете была раскрыта связь цвета и эмоций, в дальнейшем фундаментальный вклад в этой области был сделан М.Люшером, Роршах.. Широкий спектр вопросов, связанных с применением цвета в искусстве и рекламе представлен Л.Н.Мироновой, Е.С.Пономаревой. Кроме того, из современных исследователей в психологии цвета нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшин. – «Искусство цвета»  по И.Иттену. У истоков современных представлений о восприятии цвета стоят поистине знаменитые имена: М.В.Ломоносов (1711-1765), Т.Юнг (1773-1829), Г.Фехнер (1801-1887), Г.Гельмгольц (1821-1849), Дж.Максвелл (1831-1879), Э.Геринг (1834-1918). Однако теоретические основы большинства этих дисциплин были заложены еще в начале восемнадцатого века.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015