Окружающий мир художника — это, прежде всего мир цвета. Произведение искусства представляет собой сложное переплетение цветовых оттенков и нюансов,выражающих художественный образ, у каждого автора своя трактовка художественного образа, но удивительным образом зрителю становится понятно сочетание смыслов и значений. Цвет, самое мощное по воздействию на человека средство выражения художественного образа, формирует свой «визуальный язык». Этот язык не только связывает воедино различных людей, но и позволяет проникнуть в эстетику удаленных от нас во времени и пространстве культур.
История культуры показывает, как на протяжении столетий накапливался практический опыт использования цвета — средства выражения художественного образа. Перед художником стояла задача не просто передать поверхностную схожесть явления или предмета, а выявить их сущность. Многовековые традиции религиозного искусства сформировали сложный комплекс символического использования цвета. Эти традиции столь глубоки, что нет ни одной современной культуры, которая не применяла бы эту символику независимо от религии. Каждая эпоха в развитии культуры накладывает свой отпечаток на традиции использования цвета как средства выражения художественного образа, усложняя восприятие и создавая подчас противоречивые ассоциации. Так, например, красный цвет в истории России — это цвет жертвенности и трагичности не столько в религиозной традиции, сколько в историческом и идеологическом аспектах. Стоит вспомнить и о том, что в русском языке «красный» — это «красивый», и к трагическому звучанию красного цвета прибавляется выразительная жизнеутверждающая нота.
|