Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Творческая и исполнительская деятельность :: Клякса, как ассациотивное формообразование и цветовосприятие
Ассоциативное формообразование кляксы
Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим че­тырем основным.
Квадрат 
Законченная, устойчивая форма, готовая выражать ут­верждающие образы. При определенных условиях — тяжелая фор­ма, которой чуждо движение, тем более «полет».
Треугольник
Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движе­ния. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В поло­жении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз — сверхне­устойчива. В этой форме явно выражена борьба противополож­ностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.
Круг 
В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируют­ся у человека с формой круга или его производными.
Форма «амебы», кляксы 
Пятно в форме «Амёба» (клякса) имеет неопределённую форму, которую нельзя отнести к известным геометрическим фигурам. Её неопределённость и текучесть выражает и неустойчивые по характеру образы. С помощью таких пятен можно создавать самые различные образы.
Линиям также свойственно выражение образа. Замкнутая ли­ния, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к об­разам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник
В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его опти­ческая весомость. Движение может быть стремительным, направ­ленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия — это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увели­чивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают вос­приятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.
Помимо пятен и линий к элементам композиции на плоскости относится точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случа­ях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.[1]
Фактура, как и цвет, имеет физическую характеристику, а так­же обладает эстетической выразительностью. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случаях это зависит от технологии обработки материалов .
Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.
Проблема соответствия формы и цвета заботила художников на протяжении столетий. Так, по системе В. Кандинского, квадрату соответствует красный цвет, цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуются со статикой и тяжелой формой квадрата. Треугольник, по этой системе, – символ мысли. Его невесомый боевой и агрессивный характер приравнивается к светло-желтому. Круг – символ погруженного в себя духа, ему соответствует прозрачно-синий цвет. Придерживаясь этого подхода, мы придем к следующим результатам. Трапеции соответствует оранжевый цвет, сферическому треугольнику – зеленый, эллипсу – фиолетовый. Согласно этой системе обучались студенты известной школы Баухауз, которая создала целое направление в преподавании композиции, где особое место отводилось колористике.
В сочетании с формой цвет как средство позволяет выражать и передавать зрителю тончайшие оттенки человеческих переживаний, сложные абстрактные понятия и представления. На протяжении многих веков человек стремился вывести формулу гармонии, включающую в себя и человека, и Вселенную.
Известно, что человек зрительно воспринимает 90% информации. Любое изображение, любая форма, любой более сложный объект, состоящий из различных форм, воздействуют на человека. Даже если изображение абстрактно, оно вызывает эмоции, будит воображение, вызывает ассоциации.  
Результатом ассоциативного творчества в любой области несёт в себе какую-либо идею. Форма выражения этой идеи может самой разнообразной. Любой объект получившийся в результате творческого процесса, несёт в себе какой-то смысл, художественный образ, определяемый получившейся формой.
Художественный образ — обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления.
Художественный образ являетсянаглядным, т.е. доступным для восприятия, ичувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Поэтому можно сказать, что образ выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни. При этом необходимо иметь в виду, что автор художественного образа — писатель, поэт, художник или артист — не просто пытается повторить, «удвоить» жизнь. Он ее дополняет, домысливает по художественным законам.
Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее[2] , ее рождение происходит из точки, которая при дви­жении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение мож­но наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.
Точка, линия, пятно — все это элементы организации пло­скостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс про­исходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а так­же на уровне памяти.
 
Приёмы изменения формы
Стилизация – это один из приёмов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты объекта и отбрасываются ненужные детали.
Трансформация – это ещё один приём изменения формы предмета, с целью усиления каких либо его свойств. Увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости, усиление округлости, усугубление высоты. Обычно в работе над формой стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один прием дополняет другой и разви­вает основную пластическую тему (идею).
Почувствовать образ и создать форму, выражающую его, еще недостаточно. Важно учесть, как она будет работать на зрителя. Оказывается, каждая форма, как целая, так и ее детали, восприни­мается нами по-разному. Более простая по силуэту прочитывается быстрее, сложная — дольше, но глубина созданного образа от это­го не зависит.
 
Силуэт (фр. silnouette) – плоскостное изображение, приём работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. 
В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа типично, а что случайно. Силуэт может быть решён  тёмным пятном на светлом фоне или светлым пятном на тёмном фоне. Но читаемость и значимость их будет неодинакова. Так как на тёмном фоне белый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запоминаемым. Контраст для причитания форм обязателен. Он может проявляться в тоне, цвете, фактуре.
 
Исходя из выше изложенного, можно сказать, чем богаче духовный мир зрителя, чем выше его интеллектуальный уровень, тем он больше сопереживает с художником, тем чувствительнее он к различным формам. Совокупность тех и иных форм обогащает художественный об­раз, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, ус­ложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использова­ние более простых форм и меньшего их количества приводит к со­зданию менее значимых произведений.
 
Необходимо подчеркнуть, что именно выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа. Ощутив воздейст­вие форм на зрителя, художник в своем творчестве обычно актив­но использует такие приемы, как стилизация и трансформация. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предме­ты и их формы передать тот или иной образ
 
Чем богаче эмоциональная память художника, чем острее он переживает происходящие вокруг него события, тем богаче художественные образы, рожденные им. У каждого художника индивидуальная колористическая палитра восприятия, свои образы, поэтому одну и ту же тему каждый трактует по-своему. Любой предмет, состояние природы, звук, слово, запах вызывают неповторимые цветовые ассоциации. Поэтому искусство как метод познания мира глубоко индивидуально. Каждое произведение – это субъективный мир переживаний художника. Через цвет, который должен иметь необходимую ему форму, автор произведения доносит до нас определенные образы.


[1] Голубева О.Л. Основы композиции –М., 2008г.
 
[2] Пауль Клее (нем. Paul Klee [kle], 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Прожил больше половины жизни в Швейцарии.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015