Необходимо понять, что же это за тончайший инструмент эмоционального воздействия — цвет. Эмоциональная реакция зрителя напрямую зависит от сложного комплекса устойчивых и неустойчивых ассоциаций.
Устойчивые ассоциации вызываются цветом у большинства людей — независимо от возраста, пола, социального положения, культурных традиций и жизненного опыта.
К таким ассоциациям относятся физические ассоциации.
Температурные ассоциации — холодные или теплые цвета. На этих ассоциациях хочется остановиться особо, так как они формируют устойчивую характеристику цвета и делят все хроматические цвета на две группы: теплые и холодные. «Переживание» зрителем сочетаний теплых и холодных оттенков в композиции создаёт эффект пространства. Теплые цвета, такие как жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый и фиолетовый, будут зрительно выдвигать элементы композиции относительно плоскости. В большей степени это проявляется у самого «горячего» цвета — красно-оранжевого, угасание этого эффекта будет наблюдаться по мере удаления того или иного цвета от красно-оранжевого в обе стороны по двенадцатичастному цветовому кругу и приближения к группе холодных цветов. К холодным относятся сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый, зеленый, желто-зеленый. Холодные цвета и оттенки будут создавать эффект зрительного углубления, отступления элементов в композиции.
Весовые ассоциаций — это тяжелые, легкие, воздушные цвета. Например, черный цвет — самый тяжелый, а белый — самый легкий. Рассматривая эту группу ассоциаций, приходим к выводу, что если температурные ассоциации акцентируют наше внимание на такой характеристике цвета, как цветовой тон, то весовые — на степени светлоты того или иного цвета или оттенка. Весовые ассоциации как бы подсказывают, какие цвета будут зрительно утяжелять элементы композиции, то есть не давать им «развиваться, двигаться» в пространстве. Светлые, то есть легкие, цвета будут, наоборот, стремиться вверх. Это подводит нас к мысли, что физические ассоциации помогают строить структуру композиции по горизонтали (близко — далеко; тепло — холодно) и по вертикали (верх — низ; легко — тяжело).
Неустойчивые ассоциации — это группы ассоциаций, которые проявляются неодинаково и не только зависят от возраста, пола человека и культурно-исторических традиций, но и оказывают влияние на ясность и степень их проявления, физическое и психическое состояние человека. К неустойчивым ассоциациям относится всё связанное с органами чувств человека.
Звуковые (слуховые) ассоциации — тихий, громкий, звонкий, глухой, музыкальный цвет. В отличие от устойчивых ассоциаций, неустойчивые не дают возможности очертить границы действия той или иной характеристики. Это мир очень тонких и сложных эмоциональных реакций, тем не менее невозможно исключить их из творческой деятельности. Стоит по подробнее остановиться на звуковых ассоциациях.
Музыка сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, начиная с утробного развития. Плод, вынашиваемый женщиной, слышит звуки, формируется под воздействием звуков. Родившись, он слышит речь своих близких, колыбельные песни успокаивающие его. Как уже доказано что в начале человек видит всё в чёрно-белом варианте, поэтому, естественно, и музыкальные звуки не были богато окрашены.
Постепенно цветовой круг расширяется и достигает размеров видения взрослого человека. Цветовое сопровождение музыки формируется у каждого по-разному. Всё зависит от того, что слушают данный человек. У ребёнка музыка сопровождается лёгкими пастельными тонами с яркими вкраплениями громкой маршевой музыки. Жизнь ребёнка ровная и спокойная и музыка в его жизни ровная и спокойная, поэтому цветовое сопровождение музыки в розовых, голубых, жёлтых тонах. Взрослея, человек слушает другую музыку т.к. меняются вкусы, круг общения, взгляды, потребности. Слушая классическую музыку, попадаешь в мир звуков, уносящих тебя далеко от реальности. Ощущаешь себя легко, как будто плывёшь в невесомости, где всё вокруг сверкает и обволакивает тебя мягким золотистым цветом мельчайших крупинок.
Эстрадная музыка – это как радуга, где сразу все цвета спектра вьются вокруг тебя, заставляя бурно реагировать на характер музыки, которая то быстрая, то медленная, то совсем затихает и вдруг снова взрывается. Цветовой спектр то вьётся вокруг тебя спиралями, то, как фейерверк сыплется на тебя разноцветными звёздочками. Но есть ещё очень «тяжёлая» музыка – это рок, металлика она естественно ассоциируется с тёмными цветами: чёрный, серебристо – чёрный, коричневый и т.д. Она давит, заставляя человека погрузиться в мир звуков, которые могут лишить рассудка, отречься от реальной жизни, не видеть вокруг себя ничего светлого, яркого, только грохот тяжёлых звуков, будоражащих разум.
Можно дать этому объяснение, почему мы так воспринимаем музыку.
Известны способы цветового сопровождения музыки, в которых музыкальная октава становится в соответствие спектру, при этом звуку определенного тона (ноты) соответствует определенный цвет, т. е. сопровождение построено по частотному признаку (а не амплитудному или тембровому). [1]
Известен способ Кастеля (1720), в котором ноте «соль» соответствует красный цвет, а ноте «до» - голубой, но он не позволяет сохранить мелодию, поскольку соответствие далеко от пропорциональности - спектр расположен наоборот. В способе Финна (1881) увеличение частоты звука стало сопровождаться увеличением частоты цвета, но спектр по-прежнему оставался не пропорциональным и мелодия при сопровождении не сохранялась.
В способе Ф.Юрьева [2] установлено следующее соответствие (Рисунок 21). Пропорциональность спектру почти соблюдена – в спектре меньше желтого и синего и больше красного. Сопровождение по этому способу позволяет почти сохранить мелодию, но не обеспечивает чистоты сопровождения, поскольку соотношение частот сопровождаемого и сопровождающего колебаний выбрано не целым. Сопровождение только мешает восприятию, а не усиливает его. Также сопровождение относим к определенному тону (ноте) октавы. Сопровождающее должно быть того же тона (та же нота) нужной нам параллельной октавы. Это предполагает переход сопровождающих колебаний из одной параллельной октавы в другую параллельную. Мелодия не изменится, в какой бы октаве ее не сыграть.
Согласно этому способу может быть осуществлен в виде создания приборов, переводящих звук в цвет. Это расширит человеческие возможности. Становится реальным видеть лай собак в цвете, слышать мелодию батареи отопления или пламени костра. Начиная, примерно, с восьмой октавы, человек перестает воспринимать звук, но дельфины или летучие мыши слышат ультразвук прекрасно. Они услышат мелодию, которую при помощи устройств передаст им человек. Способ позволит однозначно обмениваться информацией с животными, может быть с бактериями, вирусами, растениями. Открываются новые возможности в медицине, обучении и в других областях.
Энергетическая сторона цветового воздействия на центральную нервную систему изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая, другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.
Тактильные (фактурные) ассоциации — ассоциации, связанные с ощущениями, которые рождаются у человека в момент прикосновения к какой-либо поверхности. Это ощущение фактуры материала, качества его обработки. Эти ассоциации очень прочно соотнесены с личным опытом общения человека с окружающими его предметами и материалами. Красный цвет воспринимается как плотный и вязкий, но до конца так и не устоявшийся в своей энергетике. Голубой — неплотный, как вода или воздушный поток; в него можно погрузить руку без всякого усилия. Черный цвет — очень плотный, каменно-твердый. Фиолетовый — шероховатый, с поверхностью, похожей по ассоциации на замшу.
Вкусовые ассоциации определяются наиболее сложно; большую роль в формировании ассоциативных пар «вкус – цвет» играют культурно-исторические традиции, даже порой географические границы распространения тех или иных предпочтений. В русском языке есть очень показательные примеры: описывая тот или иной оттенок цвета, человек использует вкусовые ассоциации, отдавая дань выразительности и четкости такого приема. В разговорной речи появляются такие названия оттенков: чернично-сиреневый, малиновый или лимонно-желтый. В последние десятилетия возрос интерес к изучению и суммированию практического опыта в области осознанного использования вкусовых ассоциаций. В специализированных журналах можно найти статьи с
подробными сравнительными таблицами. Это в первую очередь относится к дизайну упаковки для пищевых продуктов, парфюмерии и лекарственных препаратов. Подробно рассматривая различные группы ассоциаций, важно не упустить главное — ответную эмоциональную реакцию человека на цветовую композицию в целом. Эта реакция может быть позитивной, негативной или безразличной, но она должна быть осознанно выстроена автором в зависимости от цели и задачи цветовой композиции.
[1] Б.Галеев, Светомузыка: Становление и сущность нового искусства, КАИ, Казань, 1976.
[2] Ф.Юрьев. Музыка света. - Киев, 1971
|