Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Цветоведение :: Свет
Природа света и цвета
Существует различное множество источников света, одни из них естественные: солнце луна, звезды; другие – искусственные: огонь, лампа накаливания. Солнечный свет наиболее естественен и привычен, и человеческий глаз лучше к нему приспособлен. Электрический свет содержит в своем составе больше лучей длинноволновой части спектра и в силу того имеет несколько желтоватый оттенок, что заметно сказывается на восприятии цвета объектов, освещенных этим цветом. В зависимости от своей величины, мощности и степени удаленности от освещаемых объектов источники образуют различные условия  освещенности, разнообразные световые эффекты.
         Меняя свое положение по отношению к предмету, источник света по-разному определяет характер распределения светотени на предмете. Когда он расположен на оси зрения наблюдателя, то есть фронтально относительно освещаемого предмета, то создаваемое им в этом случае освещение дает возможность отчетливо видеть как очертания общей формы предмета, так и контуры отдельных его частей, а также фактуру поверхности, градации светотени и цвета. Но при этом снижается видимая объемность формы и хуже прочитывается пространственная глубина, так как разница в яркости между освещенной частью предмета и фоном будет незначительной. Когда же источник занимает диаметрально противоположное по отношению к точке зрения наблюдателя место, находясь за предметом, то возникает тот эффект освещения, который принято называть "контражуром", - предмет воспринимается силуэтом, поскольку он весь оказывается в зоне тени, и его детали будут слабо различимы; при этом контраст между сильно освещенным фоном и затененной передней поверхностью предмета четко разделит видимое на два пространственных плана.
         Концентрированно-направленный свет, излучаемы точечным источником, в наибольшей мере характеризует объемно-пластические качества модели. Художник, стремившийся к выражению пластической формы, к пластическому идеалу, как правило, прибегал к освещению модели четко направленным светом. Чаще же всего, поэтому живописцы изображают предметы при боковом освещении – оно наиболее четко выявляет объемную форму объектов, их фактуру и цвет. При боковом освещении предмет визуально разделяется как бы на две части – освещенную и затененную, находящиеся между собой в сложном взаимодействии: они, с одной стороны, как бы отрицают друг друга, а с другой – стремятся к единству, основой которого служит принадлежность общей объемной форме.
         Рассеянный же свет уплощает форму, создает мягкость и пространственность и потому более импонирует художникам с собственно живописными устремлениями.
         Наибольшими возможностями для выявления пластических особенностей формы обладает верхний свет, при котором отсутствует заметное разграничение света и тени и все части объемное формы воспринимаются равномерно освещенными.
         Все, что мы видим, тем или иным образом, излучает, либо отражает свет.  Тела, излучающие собственный свет, — солнце, раскаленные металлы и газы, костер, лампы и т. д. — называются первоисточниками света. Свет первоисточников (его называют прямым) падает на окружающие объекты и предметы.
         Часть лучей поглощается объектами и предметами, а часть отражается. В результате эти объекты и предметы сами становятся источниками отраженного света (такие, например, как луна, земля, наземные предметы, небосвод). Отраженный от предмета свет в свою очередь падает на соседние предметы, вызывая рефлексы.
         Таким образом, видимые объекты и предметы в природе освещены прямым и отраженным светом. Первый определяет характерную окраску основного освещения объектов и предметов, их наиболее освещенные места, блики. Отраженный свет, второстепенный по силе источник света, определяет, во-первых, общую окраску теней и полутонов предметов, во-вторых, окраску разнообразных местных рефлексов.
         Совокупность прямого и отраженного света, их интенсивность и спектральный состав составляют в природе светоцветовую среду, определяющую характерные черты цветового облика предмета, его светотень, а также общую окраску и светлоту колорита природы.
         Поглощение и отражение лучей избирательно для каждого тела, поэтому мы видим цвет тела таким, который соответствует суммарному эффекту смешения между собой отдельных лучей, входящих в спектр. Например, когда от поверхности тела отражаются только зеленые или красные лучи, а остальные поглощаются, мы видим тело желтым. Когда от поверхности тела отражаются главным образом красные лучи, а в меньшей степени оранжевые и желтые, мы видим тело красным. При полном отражении лучей тело воспринимается белым, а при почти полном поглощении лучей - черным. Таким образом, цвет - это свойство тел создавать определённые зрительные ощущения в зависимости от длины отражённой волны.
         Отраженный, проникающий или испускаемый свет и составляет то, что мы называем “цветом объекта”. Существует столько различных цветов, сколько поверхностей предметов — каждый объект влияет на цвет уникальным образом.
         Благодаря свету мы видим предметы не только цветными, но и  объемными. Световой поток, исходящий от источника, падает обыкновенно не на одну, а на множество разнообразных поверхностей, расположенных под разными углами друг к другу  по отношению к лучам света (рис. 11). В результате возникает весьма сложная картина распределения света и теней. Светотень, распределившаяся по поверхности одного предмета, служит основным средством объёмно-пространственной моделировки формы. В зависимости от распределения светотени предмет может выглядеть плоскостным или объёмным.  На круглых и выпуклых предметах на стороне, освещенной прямым светом, особо выделяется самое светлое пятно — блик. В зависимости от формы, материала предмета, интенсивности и цветовой окраски света блик бывает разным. Он может быть очень ярким, блестящим или только немного светлее освещенной стороны предмета. Блик особенно заметен на полированных, блестящих, глянцевых поверхностях (например, на металлической, керамической, глазурованной, стеклянной посуде, украшениях из металла, стекла и т. п.).
         Цвет блика зависит от цвета источника света, а также от материала и собственной окраски предмета. На металлических предметах, например на медных, цвет блика под действием рефлекса от неба имеет холодный голубоватый оттенок. В помещении же, особенно при искусственном освещении, цвет блика у меди и золота желтый или оранжевый. Блик, верно взятый по цвету, интенсивности, служит своеобразным камертоном в тонально-цветовом решении композиции; рисующему легче также ориентироваться в определении светлоты цвета предметов натуры.
         Теневую часть предмета принято называть собственной тенью. Тень, падающую на предмет и на плоскость, на которой стоит предмет, называют падающей тенью. Форма падающей тени зависит от очертаний предметов, отбрасывающих тень, от формы предметов, на которые тень падает, и характера поверхности, на которой расположены предметы.
         Место между освещенной и теневой частями на предмете называют полутенью, или полутоном. Сюда лучи света попадают лишь частично. Полутень темнее, чем освещенная часть предметов, но светлее собственной тени. Полутень особенно заметна на предметах, имеющих сферические поверхности.
         Выше отмечалось, что освещенные предметы одни лучи поглощают, а другие отражают. Отраженные лучи, падая на соседние предметы, оказывают влияние на их светлоту и цветовую окраску. Посветление и изменение собственного цвета предмета под действием отраженных от других освещенных поверхностей световых лучей носит название рефлекса. Рефлексы особенно заметны в теневых местах предметов. Благодаря рефлексам мы различаем в тени рельефность, а сами тени видим не глухими и черными, а цветными, прозрачными, воздушными.
         Влияние рефлексной взаимосвязи заметно не только в теневых местах. В этюде натюрморта можно нагадать, какое влияние на собственную окраску каждого предела оказывает цвет противостоящего предмета. Так, на белом кувшине и чашке с фруктами будут видны красноватые, голубовато-синие и другие оттенки, отброшенные цветом драпировок, окружающих эти предметы, красной, лежащей возле кувшина, и голубовато-синей, служащей фоном. В то же время цветовая рефлексная взаимосвязь наблюдается и между драпировками — на красной драпировке заметны холодноватые, легкие голубовато-фиолетовые оттенки цвета, а на синей — красноватые оттенки.
         Следовательно, цвет предмета, находящегося в окружении других предметов, следует понимать как своеобразную мозаику рефлексов. Чем многообразнее среда вокруг изображаемого предмета, чем больше источников отраженного света и чем большую отражательную способность имеет предмет, тем сложнее его светотень и разнообразнее цветовые рефлексы.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015