Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Цветоведение :: Человек и цвет
Опыты Гете, Рунге
Гёте был тесно связан с Природой, с Духом Природы. Он ощущал себя, все наблюдаемые им процессы, саму Природу и творящие ее силы как целостное явление. Поэтому при первом же взгляде в призму он предположил, что Ньютону удалось полдела, что теория его касается только половины цветовых явлений, вследствие чего, она не может претендовать на полноценное и исчерпывающее исследование феномена цвета.
               
Рис. 3 Цветовой круг Гете.
Для возникновения цвета, по убеждению Гёте, необходимы свет и тьма. Цвет по существу есть свет, модифицированный тьмой. В самой близости к свету возникает желтая модификация, непосредственно у тьмы — синяя. Гармоничное смешение обоих этих цветов образует зеленый. Но возможна также и интенсификация каждого из них в отдельности. Постепенно сгущаемые, они просвечивают красноватыми оттенками, превращаясь: синий — в фиолетовый, желтый — в оранжевый. Их соединение дает ярчайший и чистейший пурпур, который, по словам Гёте, «частично актуально, частично потенциально содержит в себе все остальные цвета» (рис. 3).
Филипп Отто Рунге (1777—1810 гг.), выдающийся живописец романтической школы, был современником Гёте. Он внес значительный вклад в учение о цвете. Он понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус (рис. 4).
На линии экватора Рунге нанес чистые цвета цветового круга. На северном полюсе он расположил белый цвет, а на южном — черный. На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара систематически располагались все замутненные цвета (рис. 5).
Рунге впервые в истории увязал расположение цветов в пространстве с их эстетически-художественным использованием.
Рис. 4 Цветовая система Отто Рунге
Как художника его занимал вопрос применения малонасыщенных цветов (с более или менее значительной примесью серого) при изображении цветовой перспективы. Он использовал в своей системе в качестве типичных цветовых рядов, так называемые, ряды цветов для дальнего плана.
Это поперечные линии, которые проходят по продольному разрезу цветового глобуса от чистых цветов на поверхности шара к серым цветам в области ахроматической оси. Размещение цветов в пространстве, предложенное Рунге, впоследствии претерпело ряд усовершенствований, однако, основной принцип размещения всего многообразия цветов в трехмерной системе был признан правильным и заимствован всеми его последователями.
 
Рис. 5 Цветовая система Отто Рунге.

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015