В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям, три ряда символов исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности. В «Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (таб. 1), исходящую из принципов теории соответствий.
Таблица 1
Цветовая символика Китая
Цвет
|
Время года
|
Стихия,
предмет
|
Сторона света
|
Планета
|
Животное
символ
|
Зеленый или синий
|
Весна
|
Дерево
|
Восток
|
Юпитер
|
дракон
|
Красный
|
Лето
|
Огонь
|
Юг
|
Марс
|
Феникс
|
Белый
|
Осень
|
Металл
|
Запад
|
Венера
|
Тигр
|
Черный
|
Зима
|
Вода
|
Север
|
Меркурий
|
Черепаха
|
Желтый
|
Конец лета
|
лета
|
Земля
|
Центр
|
Сатур
|
К списку «основных» цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый.
Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) — предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака.
В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).
В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь — черный (синий).
Какой можно сделать вывод, сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая? Это принципиальное сходство, а значит и единство корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве.
|