Профтемы студенту и преподавателю
Taketop.ru
СТУДЕНТУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
лекции по дисциплинам
Культура и искусство :: Гармония
Соединение главных трезвучий
При соединении аккордов друг с другом важную роль играет наличие общих звуков. Возможны два способа соединения аккордов: гармонический – при котором общий звук (звуки) остается на месте в том же голосе (пример 1); и мелодический – при котором ни один из звуков не остается на месте (пример 2).
Процесс связывания аккордов называется голосоведением.
Различается голосоведение: плавное (строгое) - с секундовыми и терцовыми ходами (пример 3); и скачкообразное (свободное) - с ходами шире терции (пример 4).
Количество общих звуков определяется интервальным соотношением, которое определяется расстоянием между основными тонами соединяемых трезвучий. Существует три вида интервальных соотношений:
1. Терцовое - с двумя общими тонами;
2. Кварто - квинтовое - с одним общим тоном;
3. Секундовое - без общих тонов.
Чтобы определить соотношение между трезвучиями, нужно построить оба трезвучия на нотном стане, например:



Затем, подсчитать количество ступеней между основными тонами.
В первых двух примерах соотношение кварто - квинтовое, а в третьем – терцовое.
Для соблюдения правильного голосоведения необходимо следить за правильностью голосоведения каждой пары голосов. В гармонии запрещены параллелизмы
: движение пары голосов параллельными квинтами (пример 5) , примами или октавами, а также всех четырех голосов в одном направлении (пример 6). Внутри движения одного голоса не допускаются ходы на ув.2 , ум.4 вверх – они заменяются на уменьшенные интервалы ходом вниз (пример 7). Необходимо также избегать так называемого перекрещивания – такого соединения при котором один из гол осов оказывается выше соседнего голоса, например тенор выше альтового голоса (пример 8). Нежелательна передача хроматического хода из одного голоса в другой, которая называется переченьем
(пример 9).



Гармонический оборот – связная последовательность двух и более аккордов. Возможны следующие обороты:
автентический– сочетание тонической и доминантовой гармонии ( T – D ; D – T ; T – D – T ; D – T – D );
плагальный – сочетание тонической и субдоминантовой гармонии ( T – S ; S – T ; T – S – T ; S – T – S ) ;
полный – образуется от сочетания всех трех функций ( S – D – T ) .
Последовательность T – S – D – T образует полный оборот.
Полный оборот – гармонический оборот, включающий все главные трезвучия лада.

Полный оборот

Работы, представленные на сайте http://taketop.ru, предназначено исключительно для ознакомления. Все права в отношении работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru, принадлежат их законным правообладателям. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием работ и/или содержимого работ, представленных на сайте http://taketop.ru
Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015