Модуляция – это переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения, в частности периода. Кадансовое завершение построения в новой тональности служит главным отличием модуляции от отклонения.
Минор имеет четыре тональности в первой степени родства, входящие в доминантовую группу: параллельная, минорная доминанта, ее параллель и мажорная доминанта. Например, в ре миноре это будут тональности – фа мажор, ля минор, до мажор, ля мажор.
Для модуляции из минора в параллельную тональность, нужно приравнять тоническое трезвучие исходной тональности к трезвучию шестой ступени новой тональности (T53=VI53) далее необходимо закрепить новую тональность (D – T, или К64 – D – T)
Для модуляции из минора в доминантовую тональность, нужно приравнять тоническое трезвучие исходной тональности к субдоминантовому трезвучию новой тональности (для мажорной доминанты это будет гармоническая субдоминанта с пониженной VI ступенью). Далее необходимо закрепить новую тональность (D – T, или К64 – D – T)
|